Балтийский курс
АВТОПЕРЕВОЗКИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЭНЕРГЕТИКА


НАМ НЕТ ПРЕГРАД...

Виктор Нечаев, консультант SESMI*

Таможенное законодательство Латвии претерпело существенные изменения в свете новых приоритетов международного права. По части сотрудничества таможни Балтийских стран показывают пример другим постсоветским странам.

Выступая в январе 2001 года на торжественном собрании в честь юбилея таможенной службы Латвийской Республики, генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Мишель Дане высказал одобрение приоритетам развития таможенной службы латвийского государства в новом столетии. В числе отмеченных им приоритетов можно назвать следующие.
Во-первых, снижение роли прямых административных и фискальных мероприятий, а также и разного рода административно-технических преград в регулировании отношений между таможенной администрацией и лицами, перемещающими товары.
Во-вторых, модернизация как самой структуры управления таможенной службой, так и системы таможенного оформления и контроля (упрощение и гармонизация таможенных правил, повышение роли электронных средств передачи и обработки информации и т. д.).
В-третьих, ориентация мероприятий таможенного контроля на оказание максимального содействия международному обороту товаров, расширению сотрудничества с лицами, занимающимися внешнеторговыми операциями, международной перевозкой или оказанием разнообразных услуг в сфере таможенных дел.
Перечисленные выше приоритеты согласуются с процессами, происходящими в мире: расширением географического пространства рыночной экономики за счет роста числа государств, проводящих соответствующую экономическую политику; активизацией поиска частными (в том числе и транснациональными) корпорациями новых рынков сбыта товаров, размещения капитала, движением рабочей силы; усилением влияния новых технологий и модернизацией средств обработки грузопотока (торговля по Интернету, обмен документами и передача информации электронным способом и т. д.).
Эти особенности процессов развития мирохозяйственных связей являются характерными и для всего региона северного направления (The Northern Dimension), а исторический опыт взаимодействия стран Балтийского моря (Германии, Дании, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции, Эстонии), сложившийся со времен Ганзейского союза, подчеркивает значение общих усилий по развитию возможностей потенциала данного региона. Конечно, не является секретом то, что весь регион Балтийского моря, по сравнению с масштабом мирового рынка, занимает довольно малое место. Однако у него имеются такие постоянные качественные факторы, благоприятно влияющие на привлечение внимания основных мировых держателей грузопотока, как:
- наличие рационально расположенной инфраструктуры, транспортных линий и соединений между морскими портами, железнодорожными узлами и т. д.;
- вполне благоприятные навигационные условия, в том числе оптимальная глубина морских портов, приемлемая ледовая обстановка, обеспечение навигационных служб современными средствами контроля и связи;
- существование квалифицированных и опытных служб, контор и иных учреждений, оказывающих самые разнообразные услуги движению грузов и транспортных средств, в том числе по хранению и обработке товаров на таможенных складах, предоставлению услуг таможенных брокеров и др.
Эффективность же применения перечисленных факторов в пользу перераспределения грузопотоков в направлении Балтийского региона в целом будет очевидна тогда, когда на всех уровнях (межгосударственном, национальном, ведомственном, муниципальном) будут выработаны единые и ясные правила взаимоотношений, свободные от узкоэгоистических интересов и коррупции. Единая политика необходима при проведении мероприятий тарифно-налоговой политики, совместном использовании транспортно-складских, экспедиторских и иных агентских услуг, эффективном сотрудничестве в области таможенного оформления и контроля.
Кстати, в сфере таможенного сотрудничества Балтия показывает пример другим постсоветским странам. Организуя, к примеру, совместные таможенные контрольные пункты (как на эстонско-латвийской, так и на литовско-латвийской границе), осуществляя совместную работу по анализу рисков в области нарушений таможенных правил и контрабанды, особенно при перевозках таких товаров, как спиртные напитки и табачные изделия.

Конфликтов станет меньше

Латвийское государство в своей внешнеэкономической стратегии, в том числе и таможенной политике, провозгласило общий курс на экономическую интеграцию (либерализацию торговли, свободу движения капиталов и т. п.). Движение в этом направлении подтверждается присоединением Латвии к Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем и к Маракешскому соглашению о создании Всемирной Торговой Организации (ВТО), ко многим международным конвенциям и договорам, действующим в области внешнеторгового оборота.
В сфере таможенных дел это означает принятие на себя обязательств, вытекающих из соблюдения принципа наибольшего благоприятствования. Что, в соответствии с решениями Уругвайского раунда переговоров ВТО (1988-1994), означает стремление к ограничению применения таможенного налога (тарифов), использования нетарифных барьеров, в том числе разного рода ограничений по ввозу и вывозу товаров, к сужению применения квотирования и лицензирования.
Однако либерализация государственного регулирования отношений в сфере таможенных дел не ограничивается только стремлением к устранению вышеназванных барьеров международной торговли. Большое значение имеет расширение правовых возможностей как для использования новейших технологий в таможенном оформлении, так и для применения наработанных мировой практикой стандартов, снижающих число конфликтных ситуаций.
Например, сегодня лица, перемещающие товары, могут воспользоваться услугами декларантских и брокерских фирм, которые подают указываемые в декларациях на товары сведения в электронном виде, отослав их в таможенное учреждение на компьютерную обработку. В Латвии в этих целях используется автоматизированная система обработки и анализа сведений, указываемых в декларациях на товары ASYCUDA. В программу данной системы включены и определение размера таможенных платежей, и оценка соответствия условий использования того или иного таможенного режима, а также анализ риска. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций, вызванных “человеческим фактором”, когда из-за возникшей субъективной неприязни между представителем таможни и декларирующим товары одной стороне кажется, что ее обманывают, а другой - что к ней излишне “придираются”.
Другим примером могут выступать произведенные в апреле 2001 года изменения в Таможенном законе ЛР. В частности, на сегодняшний день приведены в соответствие со сложившейся международной практикой условия применения такого таможенного режима, как “ввоз товаров в свободную зону или на свободный склад” (п. 26 ст. 1, ст. 97 и др.): при применении соответствующих таможенных процедур и режимов в свободной зоне и на свободных складах у распорядителей товаров не будет необходимости предоставлять таможенному учреждению поручительства по таможенному долгу или по его возможному погашению.
Латвия присоединилась к Брюссельскому протоколу об изменениях в конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Protocol Of Amendment to The International Convention On The Simplification And Harmonization Of Customs Procedure. Done at Brussels on 26th June 1999). Как положительный результат присоединения к данному документу следует, например, воспринимать более мягкую формулировку таких распространенных составов нарушений таможенных правил, как предоставление таможенному учреждению недостоверных сведений или декларирование товаров не своим наименованием (указанных в диспозиции ст. 20113 и 20114 Кодекса об административных правонарушениях - КАП). Сущность состоит в том, что согласно стандарту 3.39 отмеченной выше конвенции таможенная администрация не должна реально наказывать за названные нарушения, если они совершены случайно (по невнимательности) или вследствие технических ошибок, конечно, когда тому есть подтверждение. Данные обстоятельства особо не были выделены в предыдущих диспозициях КАП, что расширяло возможность формального подхода к рассмотрению подобных дел о нарушениях таможенных правил. Произведенные изменения закона позволяют надеяться, что наступает время взаимопонимания в отношениях между таможенной администрацией и частными предпринимателями.
В целом реализация названных выше приоритетов будет означать, что бизнесмены и их представители все меньше будут бегать по этажам в поисках кабинетов нужного чиновника. Думается, что и компьютеризация обработки информации и документов, и переход таможенной службы на аналитические методы работы, и учреждение залов обслуживания, исключающих отношения типа “нравится” или “не нравится” (в условиях, когда у частных лиц нет выбора), напоминает нам: XXI век наступил...


* Институт международных экономических связей и таможни.
АВТОПЕРЕВОЗКИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЭНЕРГЕТИКА
Вверх