Балтийский курс
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Старые мельницы пошли в дело | И хобби, и бизнес | Ветер перемен по-эстонски



В середине прошлого века таких мельниц в Латвии было около 800.

Старые мельницы пошли в дело

Татьяна Андреева (Деловой час)

Предполагается, что к концу 2003 года в Латвии будет около 160 малых ГЭС. Эксперты считают, что это нормальный процесс на пути к созданию децентрализованной системы энергоснабжения в государстве. А пока владельцы нехитрых технических сооружений пытаются сорвать куш побольше и по двойному тарифу. Благо, что контроля за их деятельностью практически не существует.

В моде мини-ГЭС

В наследство от прежних времен Латвии достались старинные полуразрушенные мельницы (в середине прошлого века их было около 800). Предприимчивые люди быстро поняли, что на их основе можно построить небольшие гидроэлектростанции. Активная реанимация старых мельниц началась еще 8 лет назад. Естественно, что работы по реконструкции проводились вначале только на тех, которые требовали наименьших вложений.
Не пугали бизнесменов ни долгий путь согласования проекта, ни дороговизна будущей ГЭС (в среднем около 200 тыс. долларов). Если в 1993 году малых ГЭС было всего три, то к концу 2000-го - уже 72. В последние годы стали строить мини-ГЭС на небольших речушках. Интерес к ним связан с возможностью реализовать в Latvenergo избыточную энергию и, следовательно, быстрой окупаемостью таких ГЭС. Строительство станции, вырабатывающей 2-3 кВт/час, обходится примерно в 33 тыс. долларов. Ежемесячная прибыль - 10-11 тыс. долларов. В якобы бедной Латгалии только один предприниматель построил за два года более 10 таких маленьких станций. И как говорят, строят их оффшорные компании, контролируемые одним из влиятельных латвийских политиков.
Сегодня выдано примерно 90 разрешений на строительство новых или увеличение мощности уже построенных станций. Общая мощность малых ГЭС - 8,6 МВт. Примечательно, что 95% этих сооружений электростанциями по сути не являются. Это всего лишь ”примитивные придатки сети”, которые не могут самостоятельно генерировать качественную энергию.

Не упусти свой шанс

Столь стремительным темпам строительства малых ГЭС весьма способствовал один факт. Принятые еще в 1995 году Правила КМ гласили, что Latvenergo будет покупать электроэнергию у ее производителей по двойному тарифу - в среднем 0,046 доллара за кВт/час.
Сегодня это относится только к тем электростанциям, которые сданы в эксплуатацию до 1 января 2003 года, и только в течение 8 последующих лет. Считается, что именно за такой срок должны окупиться затраты на реконструкцию. Если за все это время ГЭС не докажет своей рентабельности, сами виноваты: проект, стало быть, экономически необоснован.
Любопытно, что объемы закупаемого электричества латвийским энергетическим монополистом Latvenergo нигде не определены. По словам директора департамента энергетики Министерства экономики Улдиса Мосанса, реализовывать по двойному тарифу можно лишь излишки электроэнергии. В законе четко говорится, что 51% вырабатываемой станцией электроэнергии должен использоваться для местных нужд. Однако отследить, сколько в действительности продают владельцы малых ГЭС, достаточно сложно. Идеально, если бы тарифы пересматривались ежегодно и для каждой гидроэлектростанции отдельно, в зависимости от вырабатываемого объема.
Так, кстати говоря, происходит во многих странах Европы. Более того, за границей есть даже специальные детализированные субсидии на строительство малых ГЭС. Г-н Мосанс уверен, что идею малых ГЭС следует всячески поддерживать. И особенно в том случае, если она способна обеспечить электричеством местное население в случае неполадок на линии.

“За” и “против”

Есть у малых ГЭС как сторонники, так и противники. Любопытно, что как одни, так и другие в качестве аргументов приводят одни и те же факты. Владельцы гидротехнических сооружений утверждают, что малые ГЭС не загрязняют окружающей среды и являются в сущности очистными сооружениями. Дескать, вода проходит как через решето, а перед электростанцией находится запруда, выполняющая роль отстойника. При падении вода насыщается воздухом и тем самым способствует биологическим процессам самоочищения. Кроме того, ГЭС являет собой чудный пейзаж для эстетов, а значит, такие места очень привлекательны для отдыхающих и туристов.
В то же время представители Клуба защиты среды полагают, что из-за малых ГЭС уничтожаются ”рыбные” пути, ухудшается биологическая среда рек, заболачиваются близлежащие территории, а маршруты для водного туризма теряют свою привлекательность.

 


И хобби, и бизнес

Жидрунас Дамаускас (Lietuvos rytas)

В Литве 35 действующих малых гидроэлектростанций производят в год 30 млн. кВт/часов. Это примерно десятая часть электроэнергии, выдаваемой на большой Каунасской ГЭС, или 0,02% всей энергии, производимой в стране. Для сравнения: в других странах маленькие ГЭС производят примерно 2% электроэнергии.


Гидростанции на малых реках - и деньги, и развлечение.

Предприниматели, занимающиеся производством энергии на маленьких ГЭС, зачастую называют это занятие хобби. Около плотин, на которых построены их станции, все чаще появляются шикарные виллы. Предприниматели с азартом занимаются этим делом - и бизнес, и удовольствие. Многие маленькие электростанции около красивых речек или прудов стали местом отдыха. Это бизнес независимый, им заниматься лучше, чем какой-нибудь торговлей. “Построил станцию - и больше никуда бегать не надо: турбина крутится, деньги идут; а если имеешь магазин, так это большая беготня”, - говорит председатель Общества гидроэнергетиков Литвы Петрас Пинус.

Монополия и прибыли

Электроэнергию с маленьких электростанций скупают по приличной цене - 0,0445 доллара за кВт/час (в сеть высокого напряжения) и 0,056 доллара (в сеть низкого напряжения). Это много, имея в виду, что жители Литвы платят 0,065 доллара, а экспортная цена литовской энергии лишь 0,01 доллара.
По словам Петраса Пинуса, цена на электроэнергию маленьких ГЭС в Литве сравнима с европейской. Во всех странах такие электростанции не существуют без субсидий, так что государство им помогает.
В Литве хозяевам малых ГЭС не надо платить за потребление воды, еще один плюс - для них установлен хороший тариф за произведенную продукцию. Если повышается потребительская цена на электроэнергию, то повышается и закупочная цена для малых ГЭС. Для большой Каунасской ГРЭС произвести кВт/час стоит всего лишь 0,025 доллара, а себестоимость энергии малых ГЭС - 0,01 - 0,0075 доллара. Хозяева маленьких станций хоть и довольны ценой, которую устанавливает государство, но признают, что строительство новых маленьких станций на реках при таких тарифах не окупилось бы. Таким образом, новые станции строятся только на прудах. Инвестиции окупаются через 6-8 лет. Председатель Общества гидроэнергетиков Литвы утверждает, что рынок строительства в этой сфере уже почти исчерпан. Но...

Конкуренция и короли

В основном хозяевами маленьких ГЭС являются литовские предприниматели, но в последнее время на рынок рвутся норвежцы. В Норвегии энергию вырабатывают только гидростанции. Уже в течение года ведутся переговоры о покупке некоторых малых станций с одной совместной португало-французской компанией. Также в этот бизнес хотят прийти шведы.
Все маленькие электростанции Литвы - в частных руках. Примерно полгода назад государственная энергетическая монополия Литвы Lietuvos energija продала свой последний пакет акций (52%) совместного предприятия Ekoelektra, которая владеет семью маленькими ГЭС. Акции купила компания Vaizga, занимающаяся нефтяным бизнесом, за которой стоит руководитель LUKoil Baltija Иван Палейчик.
Остальной пакет акций Ekoelektra уже принадлежал компании Pajaras, которая тоже в руках нефтяного магната. Палейчик говорит, что чувствует ностальгию по маленькой энергетике. Во-первых, он по образованию энергетик, а во-вторых, еще 9 лет назад работал главным энергетиком в компании Mazeikiu nafta.

Скандалы и перспективы

Три-четыре года назад был большой скандал, когда министр хозяйства Литвы, промышленник Винцас Бабилиюс хотел изгнать частный капитал из компании Ekoelektra. Министр считал, что акции Ekoelektra достались Pajaras незаконно. У энергетиков не вызывало вопросов, почему Бабилиюс хотел вытеснить Pajaras. В то время в бизнес гидроэнергетики и всей энергетики Литвы рвался бывший шеф Бабилиюса - руководитель промышленников Литвы и очень влиятельный человек Брониславас Лубис. У последнего есть фирма, которая тоже занимается бизнесом малой энергетики, - Achemos hidrostotys.
Но В. Бабилиюс не успел осуществить своих замыслов, так как ему пришлось подать в отставку. После прошедших парламентских выборов И. Палейчику уже никто помешать не мог.
Директор Ekoelektra Лионгинас Кайрус говорит, что инвестирование в реконструкцию старых или строительство новых ГЭС окупается только через 10-15 лет. Реконструкция старой станции стоит примерно 375 тыс. долларов. Строить новые уже негде, так как нет свободных плотин. Поэтому, по его мнению, никто и не рвется в этот бизнес, даже претендентов приватизировать Ekoelektra больше не было.

 


Ветер перемен по-эстонски

Ханнес Тамме, Радио Ku-ku

Малые ГЭС в Эстонии перестали использовать к 60-м годам. Десять лет назад колхозный энергетик Вольдемар Энно привел в порядок старую гидроэлектростанцию на реке Ахя. Так начался новый этап в жизни малых эстонских электростанций.


Энергии старику Энно не занимать.

История старого фанатика

“Трудно было достать разные разрешения, но Eesti Energia тогда меня сильно поддерживала”, - рассказал БК Вольдемар Энно. В 1991 году он заключил договор с Eesti Energia на покупку у него электричества по цене на 13% ниже среднепотребительской: “В начале я получал 4,35 копейки за киловатт”.
Семидесятипятилетний электроинженер Вольдемар Энно работал на разных постах энергосистемы Эстонии, пройдя трудовой путь от простого монтера до главного энергетика агропромышленного комплекса района Пылва. Он был лично знаком со многими чиновниками от энергетики, потому-то у него и была возможность получить частную ГЭС.
Сейчас Энно владеет пятью малыми гидростанциями: Саэсааре, Лееваку, Лотка, Раапина, Кунда. Все они расположены на маленьких эстонских реках, в помещениях, где когда-то уже были ГЭС. Энно ремонтировал турбины или строил новые и в общей сложности вложил в свое дело более 4 млн. эстонских крон (более 220 тыс. долларов). Останавливаться на достигнутом он не намерен. В планах - строительство еще двух станций в южной Эстонии.
Малые гидроэлектростанции стали очень выгодны, так как Eesti Energia платит 90% от средней потребительской цены за киловатт альтернативной энергии. То есть 0,05 доллара за кВт/час. “Eesti Energia расплачивается со мной очень корректно, за эти деньги я ремонтирую старые станции”, - признался фанатик Энно. В середине июля я встретил его на реке Выханду, где он с друзьями чистил реку, чтоб вода лучше текла. Энергии у этого старика хватает.

Экономия прежде всего

В 1992 году в Эстонии была принята программа экономии энергии. Один из основных выводов, к которому пришли авторы программы, - необходимость сокращения импорта различного топлива. В результате уже к 1998 году импорт мазута, нефтепродуктов, каменного угля уменьшился в два раза. Спросом все больше пользуются местные топливоматериалы - дерево, опилки, кора, торф, а также энергия ветра и солнца. По прогнозам специалистов, к 2010 году альтернативная энергетика в Эстонии должна составить 13%.
В январе 2000 года в Эстонии приняли новую государственную программу экономии энергии. Правительство считает, что можно потреблять меньше энергии, чем сейчас. В среднем каждая эстонская семья расходует в месяц на энергию около 12% от заработной платы. В то время как в странах Евросоюза этот показатель колеблется на отметке 2-3% .

За чистоту среды

Кроме пяти частных ГЭС, принадлежащих Вольдемару Энно, около Пылтсамаа находится станция Ваике-Камари мощностью 200 кВт, в восточной Эстонии, около Тудулинна, - 100 кВт. Совсем маленьких электростанций - мощностью 10-30 кВт - еще около десятка. В основном они находятся в южной Эстонии, где реки богаты на водопады и большие перекаты.
Однако не менее бурно развивается еще одна перспективная сфера альтернативной энергетики - ветряные генераторы. Уже 10 лет подобное сооружение мощностью 150 кВт вырабатывает электроэнергию на острове Хииюмаа в Лехтсе. На острове Сааремаа сейчас строятся два генератора, и еще два - около Хаапсалу. Даже в Таллинне есть свой ветряк, который построил столичный судоремонтный завод совместно с Таллиннским техническим университетом.
Тартуский сельскохозяйственный университет (ТСУ) дважды проводил конференции на тему ветряной энергии и других альтернативных возможностей теплоэнергетики. “Мы проводили исследования и разрабатываем программу на предмет использования энергии ветра в Балтийских странах, и мы находим, что возможности очень хорошие”, - заявил БК научный сотрудник ТСУ Валдур Тийт. По его словам, программа будет готова уже в этом году. “Если поставить ветряной генератор на площади 200 кв. километров, то этой энергии хватит, чтобы обеспечить электричеством всю Эстонию, и окружающая среда останется чистой”, - сказал Тийт. Похоже, подобные перспективы имеют под собой реальную основу. Так, датский концерн КУП уже заинтересовался возможностями построить в западной Эстонии несколько ветряных генераторов.

Закон есть, но...

Однако без своих проблем в Эстонии дело не обходится. В последнее время Eesti Energia отказывается платить установленную законом цену за ту электроэнергию, которую производят торфокомбинаты.
Подобная ситуация сложилась с АО Sangla Turvas (около Тарту) и АО Tootsi Turvas (около Пярну). “Закон есть, но мы не чувствуем, что альтернативная энергетика имеет в Эстонии “зеленый свет””, - говорит председатель правления АО Tootsi Turvas Лай Маэлет.


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Вверх