Балтийский курс  
начало Архив
English



Послекризисные факторы роста исчерпаны

Владимир Юданов, гл. редактор журнала Текстильная промышленность

Один из докладов вильнюсской конференции был посвящен состоянию и проблемам легкой промышленности в РФ и торговым контактам между российскими и балтийскими текстильщиками. БК предлагает выступление в сокращенном виде.

 

Картина отрасли в целом

Фото: A.F.I.

Как известно, в результате финансового кризиса 1998 года и резкого уменьшения импорта тканей текстильная промышленность России стала оживать и наращивать объемы выработки тканей. В 2001 году было выработано 2,6 млрд. м тканей, или в 2 раза больше, чем  1998 году (впрочем, это составило лишь 33%  от уровня 1990 года).

Трикотажных изделий в минувшем году выпущено в 2,7 раза больше, чем в 1998 году, чулочно-носочных изделий – в 1,8 раза. Но при этом потребительские цены на товары текстильной промышленности выросли в 2,2 раза, а реальные денежные доходы населения остались на уровне 1998 года.

Минувший год оправдал опасения по поводу замедления темпов роста, исчезновение вышеупомянутого эффекта дефолта. В прошлом году темпы роста в текстильной промышленности существенно упали – с 30,4% в 2000 году до 6,7% в 2001 году.  

В нынешнем году рост производства в легкой промышленности продолжился, однако темпы роста продолжают снижаться. За 6 месяцев текущего года выпуск тканей всех видов увеличился всего на 16% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По хлопчатобумажным тканям рост составил 21%, по льняным 15%, а в секторе шерстяных тканей уже отмечается почти 10-процентное, в секторе шелковых – почти 16-процентное снижение объемов производства. В швейной промышленности  выпуск сократился на 12,6%, причем упал выпуск всех основных групп изделий.

Ясно, что послекризисные факторы экономического роста исчерпаны. Очевидно, что основная причина снижения темпов роста и даже падения выпуска – это рост импорта. В прошлом году импорт продолжал расти высокими темпами: одежды завезено (только по официальным каналам, без учета "челноков" и «черного» импорта) больше на 67%, обуви – на 98,8%.

Еще один удручающий фактор: изменение структуры производства. За 1999 -- 2001 годы выпуск тканей всех видов вырос на 86%, в том числе хлопчатобумажных в 1,9 раза, льняных – в 1,8 раза, шелковых – на 55%, шерстяных – на 40%. Более быстрый рост выпуска хлопчатобумажных тканей привел к смещению структуры производства: доля хлопчатобумажных тканей составляет cегодня 80%, льняных – менее 5%, постоянно растет разрыв между объемами их выпуска. Так, в 1999 году хлопчатобумажных тканей было произведено в 14 раз больше, чем льняных, в 2000 году – в 16 раз, в 2001 году – в 17 раз.  Текстильщики стали отдавать предпочтение более дешевому и малохлопотному сырью, а лен стал сдавать свои позиции хлопку и синтетическим волокнам и нитям. Себестоимость производства льняных тканей из отечественного сырья в 4 раза выше, чем затраты на выпуск хлопчатобумажных тканей из импортного сырья.

В 2001 году было произведено в расчете на душу населения было 1,2 м шелковых, 0,9 м льняных и только 0,4 м шерстяных тканей. В благоприятные для текстильной промышленности годы этот показатель составлял 7м, 4 м и 3 м соответственно.

В настоящее время текстильная промышленность примерно на 70% зависит от импортного сырья. Сейчас российские хлопчатобумажные ткани полностью производятся из импортного сырья, поскольку все традиционные производители хлопка оказались в зарубежье. В 2000 году официальный импорт хлопка в Россию составил 289 тыс. т, в 2001 году – порядка 320 тыс. т. За период 1999 – 2001 гг. его поставки возросли в 2,7 раза.

Льняной комплекс обеспечивает себя отечественным льноволокном примерно на 65%, а льняной пряжей – на 80%. Но имеющееся российское сырье, как правило, невысокого качества.

Не внушает оптимизма состояние сырьевой базы для шерстяной подотрасли. Отечественной шерсти явно недостаточно для потребностей отечественных предприятий, да и ее качество невысокое. Почти не растет поголовье овец, снижается настриг шерсти. Так, на 1 декабря 2001 года поголовье овец и коз в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило 14,6 млн. голов, в 4 раза меньше, чем 10 лет назад. При этом примерно две трети отечественного сырья, как правило, необработанной шерсти, продается за рубеж.

Рост производства в текстильной подострасли пока не встретил адекватного роста спроса на ее продукцию из-за невысокой платежеспособности большинства населения. Примерно четверть населения живет ниже уровня официального прожиточного минимума. И хотя реальные доходы российских жителей за 2000 год выросли на 9,1%, а за 2001 г. – на 6,5% в годовой оценке, они ниже докризисного уровня на 17%. Поэтому спрос на отечественные ткани хотя и растет, но не столь быстро, как хотелось бы нашим производителям.

По-прежнему рост производства сопровождается ростом цен на товары легкой промышленности. За 2000 год цены производителей увеличились на 22%, в 2001 году -- еще на 10,9%. Рост так называемых инфляционных ожиданий у производителей подпитывается постоянным увеличением тарифов на электроэнергию и перевозки, которые за минувший год выросли почти на треть.

В годовой оценке в 1999 году все ткани подорожали в среднем в 1,6 раза, в 2000 году – на 27%, в 2001-м – на 16%. В течение 1999 – 2001 гг. все ткани подорожали в среднем в 2,4 раза, в том числе х/б – в 1,9 раза, льняные – в 2 раза. Остальные ткани, в частности шерстяные и шелковые, выросли в цене гораздо больше -- в среднем в 2,5 раза. Однако отечественные ткани остаются в среднем в 1,5 раза дешевле импортных.

 

Перспективы

Достаточно длительный период роста объемов производства в текстильной и легкой промышленности дал возможность прогнозировать восстановление ее места в экономике страны. Долгое время промышленники видели возможность выхода из кризиса в государственной поддержке текстильной промышленности, имея в виду льготное налогообложение, выделение средств на сезонную закупку сырья, реструк­туризацию долга, квотирование импорта текстильных товаров и  так далее.

Сегодня такие настроения в текстильном сообществе практически сошли на нет. Вместе с тем появились новые надежды: в отрасль все более интенсивно инвестирует российский капитал, стали появляться и зарубежные инвесторы. Инвестиции в текстильную промышленность по сравнению с инвестициями в другие отрасли могут быть сравнительно небольшими,  и окупаемость их может происходить  при грамотном ведении дела в течение 3 лет. Предоставление оборотных средств также выгодно, так как оборачиваемость их в течение года происходит 4--6 раз.

Поэтому сегодня в текстильной промышленности наблюдается заметный передел собственности. Фабрики приобретаются  крупными финансовыми компаниями, торговыми домами и трейдерами хлопка. Например, российской компанией  Пауэр Интернейшел,  занимающейся торговлей хлопком, приобретены акции хлопчатобумажных фабрик Тейково, Тверская мануфактура, Муромский ХБК и Камышинской отделочной  фабрики. Компанией Гута-текстиль приобретены акции фабрик Нарофомшелк, Ивантеевской ТСФ, ХБК Славия. У  60% фабрик, объединенных в Концерне Ростекстиль, сменился собственник. Компанией Росконтракт приобретены акции фабрики Северлен и ряда других  фабрик.

Хочется верить, что фабрики окажутся  в руках эффективных собственников, получат  возможность модернизации, в чем нуждаются большинство  текстильных фабрик России, и смогут успешно работать как на внутреннем  рынке, так и на внешнем. 

 

Внешние связи

Внешнеторговый оборот России по данным таможенной статистики в 2001 году возрос на 3,6% по сравнению с 2000 годом и достиг наивысшего за последние 10 лет уровня - 141,9 млрд. долл. Вместе с тем увеличение оборота обеспечено за счет роста поставок в Россию: импорт в страну увеличился на 21,7% и достиг суммы 41,2 млрд. долл., а российский экспорт в 2001 году снизился на 2,3% и составил 100,7 млрд. долл. при этом существенно вырос импорта текстиля и текстильных изделий – на 40%.

В первом полугодии 2002 года внешнеторговый оборот РФ составил 67,2 млрд. долл., снизившись на 3,7% по сравнению с тем же периодом 2001 года. При этом экспорт снизился на 7% – до величины 46,7 млрд. долл., а импорт вырос на 5% – до 20,5 млрд. долл.

В импорте из стран дальнего зарубежья основное место занимали машины и оборудование, на долю которых приходилось 37,3% всего импорта из этих стран. Закупки машиностроительной продукции возросли на 28,2%. Увеличились закупки по импорту хлопчатобумажных тканей – на 14,1%, текстильной и трикотажной одежды – в 2,4 раза.

По сравнению с первым полугодием 2001 года сократился импорт из стран СНГ: хлопка – на 29,3 %, хлопчатобумажных тканей – на 50,4 %, текстильной и трикотажной одежды – на 6,6 %.

Несколько слов о торговых контактах России и Литвы. В 2001 году, по данным ГТК России, на 18% снизился экспорт российских товаров в Литву, составив сумму в 1,69 млрд. долл. в свою очередь, на 40,4% вырос импорт из Литвы, составив сумму почти 210 млн. долл. Сальдо пока складывается в пользу России, но динамика явно не в пользу российских товаров.

 Аналогичная картина в торговле с Латвией – здесь еще более резкое, на 44%, снижение экспорта из России и рост поставок в РФ на 32%. Те же тенденции проявляются и в торговле с Эстонией, впрочем, объемы торговли с этой балтийской республикой весьма незначительны.

В 2001 году российский экспорт товаров текстильной и легкой промышленности в Литву сократился более чем на 30%, тогда как импорт остался практически на прежнем уровне (см. таблицу 2). Основные товарные позиции российского экспорта изделий текстильной и легкой промышленности в Литву: шерсть, шерстяная пряжа и ткани (здесь мы наблюдаем почти двукратное увеличение за год), хлопок и хлопчатобумажные изделия (падение на 23%), льняные ткани и волокна (4-кратное падение), химволокна и нити (незначительный спад), готовая одежда (50-процентное падение).

Основные товарные позиции литовского импорта в Россию: шерстяные ткани (рост на 86%), готовая одежда, объемы остались на уровне 2000 года.