Балтийский курс  
начало Архив
English



Литовское топливо не по вкусу эстонцам

Александр Вене

Эстонские автозправщики опасаются, что с нового года Мажейкяйский НПЗ не сможет обеспечивать их в достаточной степени отвечающим евростандартам дизтопливом. На всякий случай некоторые владельцы АЗС пытаются убедить правительство смягчить вступающие в силу с 1 января 2003 года нормативы.

Фото: Э. Прозес, Aripaev

В ожидании европеизации топливного рынка АЗС в Эстонии четко разделились на два лагеря -- одни лоббируют смягчение жестких даже по европейским понятиям нормативов, другие призывают власти ни в коем случае не отступать перед давлением. К первым относятся в основном небольшие местные фирмы, а также единственная еще не проданная на запад крупная фирма Alexela. Ко вторым -- местные представительства западных компаний.  

Neste, Statoil и Hydro Texaco недавно обратились к правительству страны с просьбой не вносить поправок в уже утвержденные Министерством экономики и коммуникаций нормативы, которым с нового года должно отвечать продаваемое на местных АЗС топливо. По утверждению авторов заявления, смягчение нормативов для дизтоплива нанесет удар по интересам потребителей, нуждающихся пусть и в более дорогом, но и более качественном топливе.  

Конкуренты западных компаний утверждают, что на самом деле за заботой Neste, Statoil и Hydro Texaco о потребителях стоит желание полностью взять под контроль местный рынок дизтоплива. Имея хороший доступ к ресурсам в должной степени очищенного европейского топлива, западные компании смогут выжить с рынка всех остальных заправщиков, а затем начнут диктовать потребителям удобные для себя цены.  

Руководство Alexela считает, что до сих пор подобному развитию событий мешало топливо Мажейкяйского НПЗ, которое пользуется популярностью среди эстонских заправщиков. Точные цифры неизвестны, однако даже западные компании в последнее время не скрывают, что продают на своих АЗС в Эстонии литовское топливо. Разница только в том, что той же Neste легче отказаться от поставок из Мажейкяя, чем эстонским АЗС. 

Между тем Мяжейкяйский НПЗ до сих пор не ответил эстонским заправщикам на вопрос, сможет ли предприятие со следующего года обеспечить их отвечающим новым требованиям дизтопливом. В этой ситуации Alexela и остальным не остается ничего другого, как добиваться от правительства менее жестких нормативов.  

Нужно отметить, что Министерство экономики и коммуникаций вполне адекватно воспринимает возникшую проблему: в ведомстве говорят противоречия между необходимостью соблюдать евронормы для топлива и одновременно избежать возникновения картеля. Пока что определенного решения о том, смягчать или нет евронормы для дизельного топлива, не принято.  

А тем временем крупнейшие автозаправщики, не дожидаясь наступления нового года, активно приучают водителей к евробензину. Полный переход на евробензин в начале ноября начал Neste, снизивший цену на 95 Euro до уровня обычного 95-го бензина, то есть с 10,20 до 9,60 кроны, и убравший обычный 95-й с заправок. За Neste последовали все крупнейшие сети АЗС.  

Постепенно, однако, пропаганда евробензина в Эстонии перешла в стадию невиданной по размаху войны цен, в ходе которой стоимость 95-го евробензина снизилась до 8,50-8,60 кроны за литр. По этой цене на начало кампании не продавался даже обычный 95-й бензин, так что автозаправщики даже не скрывают, что в ходе войны цен несут ощутимые убытки.  

К концу месяца наименее активно участвовавший в войне цен Statoil неожиданно вывел ее на новый уровень, резко снизив цены на 98-й евробензин -- с 10,60 до 9,40 кроны. За этим снижением вновь вынуждены были последовать практически все крупные заправщики за исключением почти проданного Shell.  

Происходящие на эстонском рынке АЗС события вызывают разнообразные отклики. Кто-то обращает внимание на то, что происходящее демонстрирует пользу, которую приносит потребителю жесткая конкуренция на рынке АЗС в Эстонии. Это, кстати, признают и сами заправщики, признающиеся в желании, но невозможности в нынешних условиях как следует заработать на розничной продаже бензина.  

С другой стороны, война цен между крупными компаниями способна окончательно вытеснить с рынка мелкие АЗС, которые не могут позволить себе на протяжении длительного времени торговать с убытками. В результате количество заправок может заметно сократиться, а в результате крупным компаниям будет легче заключать регулирующие цены соглашения.