Балтийский курс  
начало Архив
English



В Риге небоскребы не в почете

Кирилл Евлогин, Илья Дименштейн, Вечерняя Рига

Существует старинная легенда о проклятии, наложенном на строителей Риги. Если они когда-нибудь скажут, что Рига построена, то город тут же уйдет под воду. Похоже, эта карма тяготеет над столицей Латвии по сей день. 

Практически все крупные строительные проекты вызывают у нас ожесточенные споры, нередко переходящие в скандал, и нереализованных архитектурных замыслов, по-видимому, больше чем осуществленных. В полной мере это относится и к нашим высоткам – рижским «небоскребам».

Конечно, небоскребами высотные здания Риги можно назвать весьма условно. Все они недотягивают до международного стандарта в 500 футов (152,4 м). Например, так называемое здание Агропрома на пл. Республики, 2, имеет высоту 92 м. То же касается и существующих пока только на бумаге современных архитектурных проектов – бизнес-центров и жилых домов.

Советское наследство

В наследство от советской власти столица вновь обретшей

Фото: Н.Мезиньш,A.F.I.

Академия наук ЛР

независимость Латвийской Республики получила несколько высоток. Это здания интуристовской гостиницы «Латвия» (сейчас Reval Hotel Latvija) в самом центре города, уже упоминавшегося Агропрома, Дома печати в Задвинье и телецентра на острове Закюсала.

Гостиница «Латвия» (высота 76 м) в 2001 году была реконструирована норвежским концерном. Здание подросло на несколько ярусов (до 27 этажей), получило панорамные лифты, обрело новую облицовку. Сейчас это популярная 4-звездочная гостиница Reval Hotel Latvija. А ведь было время, когда хотели снести...

Зданием Агропрома владеет государство. Управляет недвижимостью ООО Augstceltne. Министерство земледелия, унаследовавшее от Агропрома построенное в 1976 году 26-этажное здание, одно время даже было намерено от него отказаться. Высотка находится в плохом техническом состоянии, как минимум требуется капитальный ремонт фасада и окон. А денег на него нет. Но здание вполне можно продать. Специалисты по недвижимости утверждают, что «башня» может стоить до 16 млн. долларов, или 700 долларов за кв. м.

Список рижских «небоскребов» будет неполным, если не упомянуть высотку Академии наук на одноименной площади. Увенчанный пятиконечной звездой «пирог» сталинского барокко появился там в 1958 году. Это уникальное для всей Прибалтики 104-метровое здание спроектировали архитекторы Тилманис и Плуксне. Первоначально высотку строили как Дом колхозника, поэтому обширную площадь перед зданием оставили для крестьянских повозок. Затем здание отдали Академии наук Латвийской ССР. Сейчас памятник архитектуры реставрируют, хотя свой первоначальный облик (золоченую звезду на шпиле) он уже утратил.

Сити на Кипсале

Новый деловой центр в латвийской столице стал формироваться на Кипсале.

Кстати, первая высотка на этом речном острове, прилегающем к левому берегу Даугавы, появилась в 1976 году. Это был 22-этажный Дом печати (высота 77 м). Здесь разместились практически все редакции тогдашних республиканских газет и журналов, а в обширном 2-этажном стилобате здания заработала крупная типография. Сейчас здание нуждается в реконструкции.

В конце 90-х годов у Дома печати один за другим стали рождаться виртуальные соседи. Ведь Кипсала и ее окрестности способны принять 10-15 высоток, а детальное планирование допускает здесь такое строительство. Первенцем стал «Солнечный камень». Разумеется, проект современного 26-этажного небоскреба тут же вызвал грандиозный скандал.

Подоплекой послужила схватка за власть в Рижской думе, а «поводом к войне» – излишняя, по мнению Инспекции по охране памятников культуры, высотность здания и близость его к охраняемой территории – Старой Риге.

Но архитектурно-политические битвы позади. Строительство «Солнечного камня» завершается. Высотку успешно достраивает фирма Merks. В здании вскоре планирует разместиться главный офис Hansabanka.

Помимо «Солнечного камня» Кипсала собирается обзавестись еще несколькими высотками. Их проекты пока остаются на бумаге, тем не менее, для некоторых уже приобретены подходящие земельные участки.

Например, в непосредственной близости от «Солнечного камня» и Дома печати, на берегу Агенскалнского залива, планируется возвести высотное здание по проекту немецкого архитектора Мейнхарда фон Геркана. Земельный участок принадлежит фирме Balasta Properties. Пока о проекте можно говорить лишь на уровне концепции, хотя девиз его уже определен – «пропаганда современного и здорового стиля жизни».

Четыре соединенных вместе объема. Высотный акцент – 24-этажное здание с видом на панораму Старой Риги плюс три «куба» высотой в 3 этажа. Средний заключит в себе внутренний сад, перекрытый галереями. В «кубах» разместятся рестораны, салоны дизайна, центры здоровья. А высотку, по нашей информации, присмотрел себе один из латвийских банков. Осуществить проект планируется к 2006 году. Его ориентировочная стоимость 40 млн. евро.

На другом берегу Агенскалнского залива – на Кливерсале – присмотрел место для своего очередного проекта известный итальянский девелопер Эрнесто Преатони. Здесь также все находится на стадии концептуальной разработки. Компания Pro Kapital Latvia планирует построить жилой квартал с двумя жилыми башнями высотой в 22 этажа. Тут же стоянки, спортивный центр, причалы для катеров и яхт. И здесь главным фактором привлечения потенциальных покупателей станет отличный вид на панораму правобережья.

Рис: Valdemars

Песочные часы, проект

А вот следующий проект наверняка вызовет большой шум. Уж очень необычна форма у 35-этажного небоскреба (высота ~ 125 м), чей проект затеяла компания Voldemaars. Он похож на песочные часы. В тонкой «талии» окружность высотки будет сужаться до 26,5 м, при «норме» в 50,5 м. «Песочные часы» планируется построить также в Задвинье, возможными стройплощадками уже называются ул. Мукусалас, ул. Даугавгривас или ул. Скайсткалнес. Инвестору строительство обойдется примерно в 20 млн. латов. Согласуют ли этот, по меньшей мере, необычный для Риги проект? Пока сказать трудно.

В этом-то все и дело. У нас боятся архитектурно рисковать. Столица Латвии не соревнуется с соседями в строительстве небоскребов, как состязаются, например, Тайбей и Куала-Лумпур: чья высотка выше?..

  

Первый небоскреб Первой Латвийской Республики

Илья Дименштейн, Вечерняя Рига

«Небоскребы» дореволюционной Риги – шестиэтажные жилые дома. Выше строить не дозволялось.

Нормативы оговаривали правила, издававшиеся начиная с 1867 года. Что-то в них менялось, незыблемым оставалось лишь одно – высота. Причем свой «потолок» был для деревянных строений и для каменных. Каменным запрещалось «залезать» выше шести этажей и превосходить 21,3 м. «ГОСТы» деревянных – два этажа и 8,54 м. Образцов деревянного зодчества в Старой Риге не увидеть – правила не разрешали. Как, впрочем, и строительство в этой части города промышленных предприятий и складов.

Первую шестиэтажку в Риге построили в 1896 году, на тогдашней Романовской, а ныне Лачплеша, 17, по проекту инженера Эдмунда Тромповского. До революции он считался самым продуктивным «высотником» Риги – десятки домов. На Антонияс, 10, Чака, 9, Элизабетес, 22, Бруниниеку, 22... Если на рубеже веков многоэтажки были в диковинку, то накануне Первой мировой их штамповали так же, как в 1970-е панельные дома. Судите сами: в 1913-м построено 69 таких домов.

При Карлисе Ульманисе многое в строительных правилах изменилось, латышский «дуче» потребовал в архитектуре «латышскости» и «монументальности», но вот параметры высоты остались неизменными – не более 21,3 м. Исключения допускались лишь с согласия городской управы и руководства МВД. Но и там был потолок – не выше 24 м.

Если среди высотных жилых домов довоенной Риги особо

Фото: из архива автора

Дом айсаргов на улице Красноармейской

примечательных не было, то об общественных сооружениях этого не скажешь. К таковым относится, конечно же, здание на углу Тербатас и Бруниниеку – Дом профсоюзов. Строить его решают в середине 1920-х по инициативе ЛСДРП. Не только как партийный офис – с театром, музеем, библиотекой, бассейном, спортивными залами. Не случайно на заре рождения объект окрестили «Народным домом». Разработку проекта поручили доценту Латвийского университета, архитектору Э. Шталбергу. В 1927 году он дважды рисовал эскизы – но оба соцдемы отвергли. Не удовлетворяла излишняя смелость, авангардизм. Тогда объявили международный конкурс. Случай небывалый в архитектуре довоенной Латвии. Ни до, ни после этого зарубежных архитекторов больше не допускали к «латвийскому пирогу». Впрочем, и этот конкурс разрешился по-латышски. Первое и второе место разделили «инородцы»: Роберт Вебер из Дрездена и Сергей Овсянников с Борисом Помпеевым из Ленинграда. А возводить здание поручили обладателю 3-го места – рижанину Алфредсу Карсу.

Строительство грандиозного комплекса так и не было завершено. После переворота 15 мая 1934 года Ульманис разогнал соцдемов, а здание передал любимцам – айзсаргам. В нем прописался Дом айзсаргов. В советское время старые латыши нередко говорили: «Сходим в Дом айзсаргов, на улицу Красноармейскую».

Но самым высоким зданием довоенной Риги суждено было стать другому объекту – типографии Rota на углу Дзирнаву и Базницас. Газета Briva Zeme писала о новостройке: «Строится самый высокий дом в Риге. 10-й этаж будет завершаться платформой, над которой поднимется смотровая площадка. Высота здания – 48 метров...»

Непонятно, как удалось согласовать проект, но историки считают, что не обошлось без пробивных связей архитектора Алфреда Биркханса – ведь проектировщик являлся одновременно директором строительного управления. Впрочем, работы завершить не удалось – помешал 1940-й. И сегодня легко заметить несоответствие – со стороны Базницас высотное сооружение, со стороны Дзирнаву – низкие дома.