Балтийский курс  
начало Архив
English



Приближение к белому цвету

Ольга Павук

Работы художника из Финляндии Михаила Рогачий, представленные этой осенью в Литве, поражают своей теплотой, сопричастностью с действительностью и, одновременно, необыкновенным романтизмом.

Недавно вышедший альбом художника включает в себя не

Портрет с дождем. Жена художника

1995 г.

только репродукции картин, но и многостраничные эссе, в котором Михаил разговаривает со своей женой Инной. Нам лишь остается привести некоторые из рассуждений мастера.

Метафора творчества

«Вся наша жизнь состоит в чередовании теней и оттенков белого цвета. Когда человек рождается, приходит в мир – это нетронутое белое. На протяжении жизни множественные различные оттенки белого складываются в уникальную для каждого жизненную ткань. При уходе из жизни человек тоже возвращается в белый цвет. Но качество этого белого цвета ухода и отсвет будущего, тоже белого, цвета памяти уже зависит от нас, от того, достойно или недостойно прожил человек свою жизнь... Белый цвет имеет свои оттенки и способен отбрасывать тень. Это и является метафорой творчества. Если белое отбрасывает тень, то оно имеет пусть невидимый, но ощущаемый, подразумеваемый объем, то есть не плоское, творческое начало».

 

Суть происходящего.2001 г.

В поиске гармонии

«Задумываясь о великих и вечных образах, «столпах» нашего воспитания и образования, как-то я натолкнулся на мысль о некоем парадоксе восприятия. К примеру, нам, в наших ощущениях казалось, глядя Homo Vitruvius Леонардо, что когда Леонардо создал этот символ гармонии в наших глазах, жизнь была гораздо более сбалансированной. Конечно же, это не так. Жизнь на этой земле в своих основных проявлениях и параметрах – всегда одинакова. Наличие компьютера не сделало его обладателя Homo Sapience более талантливым или способным, чем человека с гусиным пером. Во многих случаях даже наоборот. И ничего удивительного здесь нет, ибо сознание и мозг человека всегда работают в одинаковом направлении – в поиске гармонии. Леонардо дал своим «золотым сечением», своим Homo Vitruvius попытку объяснения заложенной Создателем в человеческое тело полной гармонии. Мне же хотелось показать в работе «Homo Vitruvius, Век XX», что происходило с этим гармонично созданным человеком, который оказался затолканным в турбулентный XX век, и как он пытался вырваться из нагромождения нелепостей этого века...» 

 

Главная тема

«Один из самых ключевых моментов моей работы, и то, ради

Homo Vitruvius. Век ХХ. 1993 г.

чего я работаю, – это еврейские темы. Потому что вне контекста еврейской темы я не мыслю себя ни как художник, ни как человек. Интересно, что все еврейские картины в творчестве всегда дают толчок и для чего-то другого, развития каких-то других мыслей и направлений...»