Балтийский курс  
начало Архив
English



Брюссель -- Франкфурт: сцены из научно-фантастического фильма

Инна Рогачий, Rogatchi Productions & Communications Ltd., Хельсинки

Накануне расширения Евросоюза борьба за власть в союзе обостряется. Первой ласточкой в этом сражении стал Центральный европейский банк.

Рис.: С. Тюленев, Час

Недавно избранный колоритный член финского парламента Тони Халме после его недавнего посещения Брюсселя с делегацией финского премьер-министра рассказал о своем впечатлении от штаба ЕС: «Сцена из научно-фантастического фильма, но не реальная жизнь». Многие наблюдатели согласились бы с этим. В канун массового расширения Европейского союза в следующем году ситуация внутри его институций выглядит так, будто люди живут своей собственной жизнью, будучи полностью изолированными от реалий, волнующих  350 миллионов европейцев, живущих под зонтиком ЕС. Чиновники в Брюсселе пробуют решать свои внутренние проблемы по собственным стандартам, зачастую согласно искусственному набору ценностей -- весьма далекому от реальных интересов конкретных стран.

 

Беспрецедентная стратификация

До недавнего времени 15 членов ЕС были способны поддерживать сбалансированную пропорцию власти, задуманную для того, чтобы уважать каждого члена, обеспечить равные доли представления в самых высоких органах ЕС и участие в принятии решений.

С прошлого года, после презентации Конвента (подробнее см. БК №  23), сбалансированная структура ЕС находится под серьезной и все увеличивающейся угрозой. Некоторые должностные лица и эксперты, работающие в составе Конвента, начинают понимать, что многие члены ЕС, для начала все маленькие страны, могут пасть жертвами ведóмой французами и вдохновляемой Конвентом линии, которая превратит ЕС в двухуровневый орган.

Первым уровнем станут большие страны -- Франция, Германия и Англия (до некоторой степени, поскольку политика Конвента не встречает восторженной поддержки британцев); Испания и Италия будут оставлены посередине, т. к. лидеры ЕС в Конвенте будут пробовать полагаться на их поддержку в случае необходимости, иначе они могут быть подвинуты к другим. И второй уровень --остальные страны.

Практически это будет означать беспрецедентную стратификацию внутри ЕС. Массовое расширение ЕС в 2004 году делает эту тенденцию даже более опасной, т. к. все новые члены, кроме Польши, -- маленькие страны.

«Первоначально Конвент был представлен как консультативный орган, который помогал бы создавать конституцию ЕС и формулировать долгосрочную стратегию союза. Мы все еще полагаем, что должен быть прецедент; они не должны нарушать своих полномочий; они не должны диктовать политику и столь драматические и радикальные перемены ни для Комиссии ЕС, ни для членов ЕС», -- сказал недавно бывший премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен, являющийся сейчас спикером финского парламента.

 

Безмолвная революция в ЦЕБ

Идеи Конвента относительно преобразования ЕС касаются всех аспектов его функционирования, от финансов до механизма принятия решений.

Что касается финансов, то наиболее серьезное сражение маленькими странами уже было  проиграно. Это случилось в конце 2002 года года, когда бесспорное решение относительно ЦЕБ (Центральный европейский банк) было изменено. Новостью стала потеря маленькими странами гарантируемого для каждого из них места в совете ЦЕБ; теперь они будут представлены в группе кем-то одним из них на основе ротации. До недавнего времени верховный представитель Финляндии в ЕС Алек Альто прокомментировал это с понятной горечью: «Мы боролись очень серьезно. Мы верим, что справедливая система та, когда каждый член ЕС имеет свое собственное место в ЦЕБ. Поразительно, но мы не нашли большой поддержки и понимания среди других членов ЕС, хотя это изменение затронет многих из них. Нашей позиции симпатизировали только Нидерланды и, в некоторой степени, Дания. Но, в конце концов, мы остались практически в одиночестве; нельзя гнаться за решением такого плана на самом высоком уровне ЕС, находясь в очевидном меньшинстве».

Эксперты добавляют, что Германия и Франция очень настаивали на решении изменить структуру представительства в ЦЕБ до 2004 года, в котором ЕС получит еще десять членов. Те, кто защищал эту позицию, верили, что с вхождением в ЕС таких стран, как Чехия, Польша, Венгрия и др., они никогда не достигнут принятия решения. В то же время они торопили внести принципиальное изменение перед новым членством, поскольку, как сказал финансовый аналитик из Франкфурта, «с 26 людьми вокруг стола в главном штабе ЦЕБ во Франкфурте ведущие страны ЕС никогда не получат того решения, которое они имеют сейчас. Новые члены-государства приходят в ЦЕБ с таким существенным грузом собственных финансовых проблем и с такими желаниями, что Германия и Франция предприняли все возможные предосторожности для того, чтобы отдалить новых членов и маленькие страны от центра принятия финансовых решений в ЕС». «Я не сомневаюсь по поводу того, как это будет выглядеть в 2004 году: десять полностью потерянных «сирот», которые не знают, к кому обратиться за помощью, куда идти и что делать. Истина в том, что не будет слишком много тех, кто будет хотеть и будет способен вести десять новых членов в ЕС», -- сказал финский член Европарламента Эско Сеппанен.

Практически новый принцип представления в Совете ЦЕБ будет означать, что страны, не имеющие собственного представителя, будут фактически неспособны влиять на политику ЦЕБ и его решения в течение всего периода отсутствия в правлении. В делах, когда им будет необходимо решать некоторые вопросы и проблемы своих стран, они будут отрезаны от прямой разработки финансовой политики. Несомненно, это приведет к двум основным негативным последствиям: маленькие страны и новые члены станут более зависимы от лидерства ЕС и ведущих сил, чем до настоящего момента; финансовая политика ЕС будет основываться на главной линии нескольких крупных членов, мало заботясь об остальных. «Новая структура Совета ЦЕБ и, как следствие этого, многие новые правила, несомненно показывают, что большие страны имеют главную роль и что роль эта будет все увеличиваться, -- прокомментировал Пенти Пикарайнен, высокое должностное лицо Банка Финляндии. -- Если развитие ЕС пойдет по пути дальнейшей федерализации, центральные национальные банки будут вынуждены поручать часть своих полномочий ЦЕБ во Франкфурте. Это особенно актуальный вопрос в связи с расширением ЕС; новые члены ЕС не должны слишком скоро ожидать принятия в еврозону». Главное, с политической точки зрения, в том, что из-за новой структуры Совета ЦЕБ вновь принятые страны будут неспособны эффективно влиять на процесс. Это и было мотивацией для недавнего значительного изменения внутри ЕС, полагают многие аналитики.