Балтийский курс  
начало Архив
English



Good face комиссии по надзору

Ольга Павук

Председатель Комиссии рынка финансов и капитала (FKTK) Улдис Церпс рассказал  БК о проблемах вхождения в общеевропейский финансовый рынок.

Фото: A.F.I.

Улдис Церпс

Наше знакомство с Улдисом Церпсом началось в начале 90-х, в годы становления рынка ценных бумаг в Латвии. Получив образование в Латвии  и Швеции, он принимал участие в создании Рижской фондовой биржи, став позднее ее вторым президентом. Его избрание парламентом страны на пост главы FKTK, несомненно, важный шаг в карьере молодого финансиста. 

 

Новаторы

В каких еще странах используется аналогичная схема регулирования финансового рынка?

Такая схема используется в Скандинавии около десяти лет. В Западной Европе аналогичные структуры есть в Германии, Великобритании, Швейцарии. В Восточной Европе – в Венгрии,  Эстонии,  готовятся внедрить  в Словакии, Словении. Что касается других стран мира, такие организации работают в Гонконге, Сингапуре. По существу, консолидированный надзор, с моей точки зрения, технически только его организационная форма, не меняющая контрольных функций. И в некоторых странах, может быть, нецелесообразно создавать такую структуру.

В Латвии мы видим огромный эффект от слияния четырех организаций: департамента по надзору за кредитными учреждениями центробанка, комиссии ценных бумаг, страховой инспекции и управления фондов по гарантиям вкладов. Мы смогли улучшить обмен информацией между отдельными составляющими рынка, уравновесить уровни зарплат и сократить число занятых. В нашей комиссии работает 88 человек. Для сравнения в общей сложности в предыдущих институциях, занимающихся надзором, работало около 120 человек.

Изменится ли роль финансового рынка в Латвии после вступления в ЕС?

Сегодня финансовый сектор приносит ВВП более 4%. Успешное развитие отрасли во многом зависит от профессионализма надзора. Латвийская финансовая система характеризуется экспортом финансовых услуг и открытостью к западному капиталу. Многие латвийские банки являются дочерними либо филиалами западных банков. Нам изначально казалось, что после вступления в ЕС в Латвии появится большее число филиалов европейских банков, и некоторые западные банки трансформируют свое присутствие на латвийском рынке из дочернего предприятия в филиал. Ho это на данном этапе маловероятно. Участие на европейском рынке в форме филиалов мы наблюдаем только в крупных финансовых центрах, таких как Лондон. В малых же государствах доминируют дочерние предприятия. Заслуга Банка Латвии, a также других предыдущих институций надзора в том, что латвийский финансовый рынок уже сегодня работает в полном соответствии с требованиями ЕС. Думаю, после вхождения в Евросоюз следует ожидать возрастания интереса к банковской отрасли Латвии со стороны восточного рынка, поскольку риски при вхождении в ЕС уменьшатся. 

Латвийское государство гарантирует возврат вкладов в объеме 3 тысяч латов. Какой уровень гарантий существует в ЕС?

В Латвии существует переходный период, в течение которого сумма возврата по вкладам будет расти. К 2008 году она должна достичь 13 тысяч латов в каждом финансовом учреждении, что соответствует европейскому уровню. Единственная известная мне страна, гарантирующая возврат вкладов в полном объеме, --  Турция, но там государство имеет склонность печатать деньги, в таких условиях возвращать вклады не слишком трудно.

 

Банки

Кредитный рынок: сегодня часто приходится слышать о возможностях его перегрева. Насколько вероятен такой ход событий?

Сравнительно агрессивные прогнозы по росту рынка мы видим именно со стороны крупных западных банковских концернов, которые профессионально управляют рисками, так что мы внимательно следим за ситуацией, но не видим причин для беспокойства. Если сравнить такие показатели, как объем выданных кредитов к объему ВВП, мы увидим, что Латвия отстает от многих стран Центральной и Восточной Европы. Отношение между выданными банками кредитами и  ВВП в Латвии составляет лишь 35%, в Чехии -- 58%, в странах зоны евро более 80%.

Хотя в 2002 году кредитный портфель в Латвии вырос на 30%, базовые показатели были довольно низкие. Такую же ситуацию мы видели в Эстонии, а теперь наблюдаем в Литве. Опасаться следует разве что существенного отрыва от стран Центральной и Восточной Европы по темпам кредитования и отношению кредитов к ВВП. Даже стремительный рост вообще кредитования за 2002 год (76% для физических лиц, и 92% ипотечного) говорит лишь о том, что несколько лет назад точка отсчета была до смешного низкой. К тому же в 2002 году темпы кредитования были ниже, чем в 2001 году. Тем, кого волнует кредитный рост, следует обратить внимание на существенный прирост депозитов: в 2002 году на 32% (нерезиденты – 38%, резиденты – 25%).

Какова судьба малых и средних банков после вхождения в ЕС?

Наши малые и средние банки работают в основном с нерезидентами. Их деятельность зависит от ситуации в России и СНГ, от того, как в этих странах будет развиваться экономика и местная банковская система. Наша цель – следить за соблюдением закона в любом банке.

Для Евросоюза это вообще не вопрос. В Европе банковская система более фрагментирована, чем другие рынки (к примеру, автомобилей, страхования или нефтепереработки). Пять крупных производителей автомобилей контролируют 64% авторынка, пять крупных банков – всего 16% банковского сектора. То есть условия для консолидации банков есть.

 

Страхование

Какие перемены ожидают рынок страхования в связи с вводом поправок к Закону о страховании?

Самое важное – вводится понятие, что члены правления,  а также все лица, принимающие важные решения, должны соответствовать предложенным критериям. Второе: усиливается надзор над перестраховочными операциями, предусматривается, что все перестраховщики должны иметь международный рейтинг инвестиционной категории. Несущественно, но увеличивается минимальный гарантийный фонд – до 1,8 млн. латов.

Каковы перспективы развития рынка страхования в Латвии?

В целом, вступление Латвии в ЕС не должно сильно поменять страховой бизнес. Ведь страховой рынок не является изолированным — любое предприятие в Латвии по своей инициативе может заключать контракты с зарубежными страховыми компаниями. Много новых страховых компаний альянс с Европой Латвии тоже не даст: крупные участники на латвийском рынке уже сегодня принадлежат западным компаниям. После вступления Латвии в ЕС конкуренция на рынке может усилиться, но я не думаю, что это коснется сектора страхования населения и домашних хозяйств. Скорей всего, она увеличится в секторе страхования крупных предприятий. Концентрация капитала на латвийском рынке страхования усиливается. Пять крупнейших компаний рискового страхования — Balta, BTA, Ergo Latvija, Parekss Apdrosinasanas kompanija и Balva – контролируют 76% рынка рискового страхования.

 

Акции

Почему инвесторов не интересует латвийский рынок акций? Что надо сделать, чтобы превратить накопления жителей  в капитал латвийских предприятий?

В Латвии просто очень мало публичных акций, в которые можно вложить деньги. Зарубежным инвесторам не интересны предприятия с капитализацией менее 200 млн. долларов. У нас таких почти нет. Всемирный банк в своих исследованиях указал на несколько факторов, способствующих развитию рынка: во-первых, защита прав мелких акционеров, во-вторых, присутствие местных институциональных инвесторов, и в-третьих, метод приватизации. В Латвии было несколько судебных процессов по ущемлению прав акционеров. Сегодня закон дает возможность выкупа акций у меньшинства акционеров,  если меняется контроль над предприятием. Несколько вырастет рынок акций после продажи акций Lattelekom на  публичном рынке ценных бумаг.

Думаю, сделано все, чтобы наш рынок ценных бумаг мог интегрироваться в европейский рынок. Как известно, Рижская биржа и депозитарий  (так же как Таллиннская биржа) теперь принадлежит финской HEX Group. Прошлый год был интересен тем, что были выпущены корпоративные облигации Unibanka. Наблюдается активность по накоплению средств со стороны пенсионных фондов второго уровня и инвестиционных фондов. В течение прошлого года четыре общества вложений получили лицензии на свою деятельность, в этот период было зарегистрировано четыре новых фонда вложений. Активы фондов вложений в 2002 году выросли на 4,7 млн. латов, или на 62%. Что касается латвийских эмитентов, то такого интереса мы не видим. Думаю, это объективно: предприятия пока успешно развиваются за счет кредитных средств, и стратегические инвесторы не желают отказаться от полного контроля.

   

Этика и репутация

Есть ли в Латвии свод этических правил финансового рынка? Как решаются вопросы этики в FKTK?

У работников FKTK, естественно, есть кодекс этики.Что касается финансового рынка в целом, то хочу сказать следующее. Даже если таких писанных правил не было, это не означает, что люди могут вести себя неэтично. Правила известны, и их не обязательно формулировать на бумаге. Я бы поставил вопрос по-другому. Допустим, этического кодекса на рынке финансов нет. Разве это означало бы, что люди могут вести себя неэтично и что не будет последствий, касающихся их репутации?  

Что вкладывается в понятие «репутация» с точки зрения главного надзорного органа финансового рынка и к кому применяется этот термин?

Хорошая репутация – термин, фигурирующий во всех европейских директивах, соблюдать которые нам придется при вступлении в ЕС. Эти документы  предусматривают, что хорошую репутацию должны иметь руководители и члены правлений, управляющие банками, страховыми обществами, брокерскими фирмами – всеми  субъектами финансовых рынков, а также те, кто принимает решения на предприятии – к примеру, финансовые директора. В эту группу входят и председатели советов предпринимательских обществ. Критерии хорошей репутации бывают квантитативные и квалитативные. Квантитативные критерии можно точно измерить. К примеру, человек не может иметь хорошей репутации, если банк, возглавляемый им, обанкротился по недосмотру менеджмента. Или если персона лишена прав на предпринимательскую деятельность. Говоря о квалитативных критериях, надо рассматривать деятельность и ответственность конкретной персоны в достаточно долгом промежутке времени, например, учесть мнение надзорных органов других стран. История доказывает, что самыми частыми причинами банкротств, причем не только в Латвии, но и во всем мире,  являются операционные риски: небрежность в юридических вопросах, а также кражи, фальсификация баланса и т. д.  Мы должны быть уверены, что руководители финансовых структур будут честно вести дела своего предприятия, соблюдая, как говорят англичане good face.

Обращение обиженного конкурента в FKTK может стать основанием для разбирательства?

Нет. Это невозможно. Мы получаем в год примерно 500  жалоб, как на физических лиц, так и на предприятия. Чаще всего это жалобы на страховые компании. Но принимаем во внимание только грубые сознательные нарушения внутреннего контроля, фиксированные в актах наших проверок.  Или, к примеру, в процессе лицензирования во внимание принимаются нечетко оформленные документы, скрывающие какие-то важные факты предыдущей деятельности. Хорошая репутация -- это второй после капитала важный фактор, учитываемый при регулировании рынком.  

Часто ли ваши подопечные обращаются в суд на КРФК? Приведите примеры судебных разбирательств.

После многочисленных судов FKTK в 2002 году выиграла дело против председателя совета АО Staburadze Гисли Рейнисона в связи с его жалобой на Комиссию рынка ценных бумаг (функции которой переняла FKTK), вменившей ему в обязанность выкупить акции у малых акционеров предприятия.

Имело место судебное разбирательство между FKTK и АО Latgales finanšu un investīciju sabiedrība, обжаловавшем наложение штрафа комиссией, а также со страховой компанией AK Alianse об аннулировании всех лицензий.

В настоящее время  в судопроизводстве находится дело предпринимателя Кирова Липмана, который обжалует решение FKTK о наложении штрафа за нарушение закона о ценных бумагах. FKTK защищает интересы мелких акционеров, которые были ущемлены в том, что К. Липман не предложил провести обязательный выкуп акций крупнейшего в Латвии фармацевтического предприятия Grindeks.

Еще три дела возбуждены в связи  с существенным участием при приобретении акций кредитного учреждения непрямым путем (речь идет о скандальной приватизации Сбербанка – Прим. ред.).