Балтийский курс  
начало Архив
English



Паромный пасьянс на Балтике

Михаил Тужиков, собкор. Транспорт России в Латвии

После вступления Балтийских стран в ЕС выиграет тот, кто первым организует хорошую паромную линию.

Паромные линии на Балтике

В 1990 году мировым морским транспортом было перевезено 4 млрд. тонн различных внешнеторговых грузов, в 2000 году -- более 5 млрд. тонн, а в 2020-м ожидается увеличение грузооборота до 6 млрд. тонн, то есть на каждого жителя нашей планеты будет приходиться 1 тонна морских перевозок.

 

Скандинавская монополизация

Если учесть, что совокупная численность населения стран региона Балтийского моря составляет около 84 млн. человек, то благоприятные перспективы развития морских перевозок вполне очевидны. Более того, сегодня уже определились лидеры в области потребления услуг этого рынка: Дания и Швеция -- страны  с наиболее равномерным в Европе распределением доходов и широким по численности средним классом, чья покупательная способность в расчете на душу населения составляет 34,5 тыс. долларов в год. Таким образом, регион превращаетя в емкий рынок товаров и услуг. Достаточно сказать, что ежегодный экономический эффект Балтийского моря только по контейнерным паромным перевозкам оценивается специалистами в 4 млн. TEU (двадцатифутовый эквивалент контейнера). В 2002 году паромные перевозки между шведским Карлсхамном и странами Балтии возросли на 60% -- без учета автомобильных и железнодорожных паромных линий.

Интрига разворачивается вокруг паромного сообщения, призванного насытить Европу товарами. В настоящее время отмечается монополизация рынка паромных перевозок Скандинавскими странами. А поскольку Швеция и Финляндия являются главным транспортным коридором между восточной и западной частями Балтийского моря, то конкуренты им не нужны. Один только паромный маршрут между Стокгольмом и Турку/Хельсинки перевозит в год около 200 тыс. трейлеров. Эта паромная линия увеличивает свои перевозки более чем на 10% в год. Второй по объему паромных автотрейлерных перевозок является линия Хельсинки -- Таллин – около 70 тыс. трейлеров в год, за ней следует паромная линия Стокгольм -- Таллин -- примерно 25 тыс. трейлеров в год. Паромные перевозки между югом Швеции и Данией, а также Германией составляют более 800 тыс. трейлеров в год. Быстро развивается и пассажирское паромное сообщение: 17 млн. человек в год пользуются этим видом морского транспорта.

Всего на Балтике работают 22 судоходные компании из 9 стран, перевозящие пассажиров и грузы на 83 паромах.

 

Курс на грузоперевозки

После отмены законодательством ЕС магазинов duty free на пассажирских паромах судовладельцы взяли курс на развитие грузопассажирских перевозок. И если паромы компаний Silja Line  и Viking Line  продолжают ориентироваться на пассажиров, имея 2--2,5 тыс. мест в каютах, то греки строят новые суда с расчетом на перевозку автобусов, трейлеров и личных автомобилей. Так, новые паромы Superfast Ferries  выполнены в грузопассажирском варианте. Число мест в каютах на этих 10-палубнных судах не превышает 1000, зато суммарная длина грузовой палубы составляет 2 км (140 грузовиков). Паромы развивают максимальную скорость 30,4 узла (56,3 км/час). Это отражает новую тенденцию в развитии паромных перевозок.

Нужно заметить, что из трех датских судоходных компаний -- DFDS Tor Line, DFDS Transport, DFDS Seaways -- по Балтийскому морю ходят только паромы компании DFDS Tor Line  --  из Литвы в Швецию и Германию, а из Латвии пока только в Германию. Остальные паромы работают в Северном море и Атлантике (Норвегия, Великобритания и т. д.). Причем если страны Балтийского моря стремятся увеличить свой паромный флот, то Дания наоборот -- не знает, куда его пристроить. Дело в том, что после ввода в 2000 году в эксплуатацию мостового комплекса Oresund Bridge, соединяющего Данию и Швецию, датчане столкнулись с проблемой загрузки высвободившихся паромных судов. Сейчас датские судовладельцы хотят расширить свои возможности за счет восточного рынка. В апреле 2001 года DFDS Tor Line «удочерила» литовскую компанию Lisco Baltic Service, которая в настоящий момент является оператором грузовых и грузопассажирских линий из Клайпеды на Киль, Мукран (Германия), Карлсхамн и Ахус (Швеция). Следующей была Латвия --  компания Latlines объединилась с датчанами в декабре 2002 года.

У немцев другая проблема -- Германия задыхается от наплыва грузов по железным и автодорогам. Сейчас около 1 млн. TEU грузов переправляется в Гамбург сухопутным путем. Принимая во внимание прогноз специалистов о ежегодном росте объема контейнерных перевозок порядка 10%, можно ожидать в недалеком будущем заторов на автомобильных и железных дорогах. В данном случае альтернативой перегруженным сухопутным маршрутам могут быть только морские фидерные и паромные перевозки. Немецкие судовладельцы вовремя сориентировались, и уже сейчас порт Любек обслуживает 10 регулярных паромных линий, связывающих его с Данией, Швецией и Финляндией. Грузооборот порта в паромном сообщении превышает 12 млн. тонн в год, или примерно 81% общего грузооборота.  «После вступления Балтийских стран в ЕС выиграет тот, кто первым организует хорошую паромную линию», -- считает генеральный секретарь Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Павел Грошев.

 

Эстония: государство «за»

В паромных перевозках среди стран Балтии уверенно лидирует Эстония, поскольку государство оказывает судоходным компаниям всестороннюю помощь и финансовую поддержку. В октябре прошлого года эстонцы купили новый паром -- Romаantica  -- за 145 млн. евро. Судно построено по специальному заказу компании  TALLINK -- самой стремительно развивающейся за последние пять лет судоходной компанией на Балтике, брэнд которой хорошо известен в странах Балтии и Скандинавии.

Судоходная компания Tallink Grupp AS образовалась в 1994 году, когда объединились малочисленные пассажирские суда Эстонского морского пароходства и Inreko AS. Сегодня у компании восемь собственных паромов, которые ходят в Швецию и Финляндию, по шесть раз в день пересекая Финский залив.

По данным таллиннского порта Tallinna Sadam, в апреле услугами паромных компаний воспользовались в общей сложности 440,3 тыс. пассажиров. Следует отметить, что доля рынка компании TALLINK на маршруте Таллинн -- Хельсинки составляет 50% и только за апрель 2003 года здесь было перевезено 171,61 тыс. человек. Паромы  Saaremaa Laeva Kompanii в первом квартале этого года перевезли на крупные западные острова Эстонии 150,88 тыс. человек, а за весь прошлый год -- 1,45 миллиона.

Финансовый менеджер компании Tallink Mарек Мяги подробно рассказал БК о работе своей компании: «В мае этого года вышли на линии еще 3 парома, и теперь количество рейсов через залив увеличилось до 9 в день. В перспективе открытие в мае 2004 года паромной линии на Санкт--Петербург, так как в апреле будущего года должен быть построен паром типа Romantica и технически мы будем готовы к открытию нового маршрута. Проблема заключается в визовом режиме в России – при отсутствии суточных виз иностранные туристы не могут сойти на берег, чтобы полюбоваться достопримечательностями Северной столицы, а вынуждены сидеть в каютах. Это существенно снижает спрос, а, следовательно, и рентабельность рейса. Если российские власти не решат визовую проблему, то прорабатывается вопрос об открытии линии Рига--Стокгольм, которая, по нашим оценкам, перспективней, чем Таллинн-Стокгольм».

 

Латвия: спасение утопающих -- дело рук...

Иначе обстоят дела с паромным бизнесом в Латвии, где с большими муками в прошлом году был куплен у норвежской компании Goliat Shipping за 5,5 млн. долларов паром Baltic Kristina, которым управляет сейчас латвийская компания Rigas Juras linija (RJL).

Паром выполняет пассажирские рейсы по маршруту Рига -- Стокгольм. Руководство компании собирается купить еще одно судно, чтобы рейсы в Швецию стали ежедневными. Однако государство отстранилось от какой-либо помощи паромщикам, считая их проблемы сугубо частными. Так, министр сообщения Латвии Роберт Зиле сказал БК еще в ноябре прошлого года: «Не думаю, что сейчас государству следовало бы приобретать паромы или каким-либо другим образом заниматься этим бизнесом. Если, например, в Эстонии пользовались государственной поддержкой для развития паромного сообщения, то не надо забывать, что это происходило в другое время и  в другой ситуации. Сейчас в Латвии, полагаю, государственный капитал в паромной компании не принесет существенной пользы. Я не хотел бы говорить о пароме, который только что купило Рижское самоуправление. Это приобретение никак нельзя назвать выгодной покупкой. Вопрос об участии государства в паромном сообщении можно было бы обсуждать лишь в том случае, если бы в Латвию пришли такие крупные компании, как Silja Line или Viking Line».

За 4 месяца паром Baltic Kristina перевез 15,59 тыс. пассажиров, из которых только в апреле -- 6053 пассажира. Убытки RJL за прошлый год составили 2,93 млн. евро, оборот -- 2,2 млн. евро.

Вот и приходится латвийским паромщикам выживать в одиночку. Правда они не отчаиваются, а продолжают развивать свой бизнес. В ноябре 2000 года компания Latlines основала регулярное паромное грузопассажирское сообщение между Ригой и Любеком (Германия). Тогда помощь и поддержку латвийцам оказала старейшая датская судоходная компания DFDS Tor Line, имеющая 134-летний опыт работы. В декабре 2002 года датчане объединились с Latlines, сделав ее своей дочерней компанией, и открыли две новые грузопассажирские линии: Рига -- Любек (Германия) и Рига -- Киль (Германия).

В беседе с БК менеджер по маркетингу компании Latlines Айвар Ошс заметил: «Паромы все больше привлекают внимание автоперевозчиков. Связано это с тем, что сначала Германия, а теперь и Польша ужесточили контроль за тахографами (прибор, фиксирующий чередование работы и отдыха водителя. – Прим. ред.), не допуская превышения дальнобойщиками 8-часового пребывания за рулем. Плюс ко всему поляки ввели жесткий лимит на горючее – при пересечении границы в бензобаке автотрейлера не должно быть больше 200 литров горючего. Их можно понять – перед вступлением Польши в ЕС все подгоняется под евростандарты. В связи с этим датские 100-процентные владельцы Latlines решили закрыть в марте 2003 года паромную линию на Киль (Германия) и пустить на Любек (Германия) 2 парома: Merimaid и Transparaden».

Пока результаты работы Latlines довольно скромные: за 4 месяца этого года двумя грузопассажирскими паромами перевезено между Ригой -- Килем и Любеком 7,9 тыс. пассажиров и 7,7 тыс. автомашин.

В Лиепае работают три грузопассажирских парома на двух линиях: Лиепая -- Росток (Германия) и Лиепая -- Карлсхамн (Швеция). Обе паромные линии обслуживает стивидорная компания Лиепайского порта Terrabalt. По данным порта, за первый квартал этого года было перевезено 1711 пассажиров -- на 25% меньше, чем за этот же период прошлого года.

В Вентспилсе работает одна паромная линия Вентспилс -- Нюнесхамн (Швеция), оператор которой компания VV Line LV судится с управлением Вентспилсского свободного порта (ВСП) в Курземском окружном суде. Иск ВСП основан на том, что VV Line LV не вернула в срок заем в размере 4,1 млн. долларов, полученный от управления порта. Паромная линия между тем работает, но обслуживать ее будет другой оператор.В июне открыта новая паромная линия VentLines по маршруту Вентспилс – Травемюнде (Германия). Оператор паромной линии – Latvijas kugnieciba, судовой агент -- компания Latvian Finnish Maritime Agency.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что паромный бизнес в Латвии живет по принципу: «Спасение утопающих -- дело рук самих утопающих».

 

Литва: надежды на «2 К»

Литва в паромном раскладе занимает среднее положение между Эстонией и Латвией. Получилось это в результате благоприятного стечения обстоятельств. С одной стороны, ей досталась в наследство от СССР действующая паромная линия на Германию, а с другой --  щедрые инвестиции датской компании DFDS Tor Line, которые составили в прошлом году 21 млн. долларов, а в этом -- запланированы в размере 70 миллионов. Литовская компания LBS, владеющая четырьмя паромами, намеревается купить у датчан новый -- Dana Gloria, за 48 млн. долларов, и выпустить его на линию Клайпеда – Киль.

Референт генерального директора компании Lisco Baltic Service Татьяна Ремезова в беседе с БК уточнила: «Датская компания DFDS Tor Line владеет 86% акций LBS и поэтому определяет перспективы развития паромного бизнеса. Генеральный директор нашей компании Артурас Гедгаудас планирует покупку нового парома, но окончательно этот вопрос еще не решен».

Показатели своих грузоперевозок  в этом году LBS по каким-то причинам не объявляет, а данные за прошлый год представляет в квадратных метрах (единица измерения перевозок контейнеров или трейлеров). Так вот, за прошлый год паромы компании перевезли 1,11 млн. кв. метров грузов и 45,4 тыс. человек.

Предствители литовского паромного бизнеса возлагают большие надежды на проект «2 К» или, как его называют -- «Янтарный коридор», который соединит Клайпеду с Калининградом. В свете грядущего вступления Литвы в ЕС эта тема становится более чем актуальной и сулит грандиозные перспективы. Не случайно литовские автоперевозчики хотять купить собственный паром.

И, наконец, последняя карта в колоде -- открытие в январе 2003 года представительства Клайпедского государственного морского порта в Минске. Таким образом, Белоруссия стала третьей страной, после России и Германии, в которой Литва основала свой форпост. Дело в том, что белорусские грузы занимают в грузообороте Клайпедского порта второе место после литовских поставщиков грузов. А если учесть тот факт, что после пуска нового грузового контейнерного поезда «Викинг» между Одессой и Клайпедой (через территорию Белоруссии) грузопоток существенно возрастет, то значение литовского представительства трудно переоценить: будут грузы -- будут и паромные перевозки.