Балтийский курс  
начало Архив
English



Рабсила есть, специалистов -- мало

Ольга Павук, Татьяна Коморская, Татьяна Меркулова

В Америке среди бела дня расстреливают работников агентства по подбору персонала. В Балтии пока все спокойно, но эксперты предрекают взрыв на рынке труда из-за растущего переизбытка дипломированных специалистов, не находящих работу.

Фото: NRA

В Латвии заказчик стал разборчивее

Рекрутинговый бум в Латвии, наблюдавшийся пять лет назад и связанный  с инвестиционной активностью и приватизацией, вряд ли повторится. Иными словами, если раньше рынок труда был прибыльным бизнесом, то сегодня можно говорить о его окупаемости. Сегодня рекруторам приходится придумывать новые ходы, делая упор на качество предоставляемых услуг.

На латвийском рынке услуги по поиску работников предоставляют около 20 фирм, из них 15 можно считать  серьезными компаниями. Отдельные фирмы обслуживают определенные отрасли: судоходство, фармацевтику и др.

Самый высокий уровень рекрутинга -- head hunting («охоту за головами») представляют такие фирмы как J. Frisberg & Partners, Amrop. На 99,9% эти фирмы занимаются отбором первых лиц, потребность в специалистах такого уровня в Латвии 100--200--300 человек. К их услугам прибегают в основном иностранные компании. Второй уровень -- среднее звено иногда занимаются head hunting, но обычно ведут отбор менеджеров высшего и среднего звена (Fontes R&I, RMS-Recruitment, Merkuri Urval, Working. LV, CV Online Latvia и др.)

Алексей Миловский

Фото: A.F.I.

В целом, рынок труда стабилизировался. И если несколько лет назад рекрутинговые фирмы на 80% обслуживали иностранных работодателей, то сегодня доля местных фирм составляет около 40%. По словам директора RMS  Алексея Миловского, это не самые простые клиенты с точки зрения понимания в вопросах подбора персонала.

Руководитель проектов  RMS-Recruitment Анита Аболтиня, отмечает две основные тенденции, прослеживаемые в последние два года в Латвии. Первая: фирмы, занимающиеся поиском работников, обзавелись сильными электронными базами данных, конкурирующих низкими ценами. При этом растет и качество информации. Вторая тенденция опять же связана с возросшей конкуренцией на рынке: на крупных предприятиях на базе отделов кадров создаются отделы персонала, создающие собственные базы данных. Такие отделы появляются даже на средних предприятиях, где думают о качестве своего персонала. Львиная доля таких баз данных основана на документальной информации и на внедрении программ оценки качества персонала.

В свою очередь,  у самых давних рекрутинговых компаний, таких как Fontes R&I или RMS-Recruitment, есть свои информационные базы, создаваемые в течение нескольких лет. Так, база данных RMS-Recruitment включает сведения на 16 тысяч человек. Помимо специализированных компаний, в Латвии есть четыре интернетовских портала  с электронными базами данных о вакансиях. Разница заключается в том, что рекрутинговые компании берут качеством информации, а интернетовские базы бьют их количеством.

Что касается заказчиков информации о вакансиях, то их интересы иногда пересекаются. Все зависит от уровня позиции и от готовности заказчика занимать свое время.  Конечно, можно и самому «поползать в Сети», дать объявление о нужном спеце. Но сколько времени займут собеседования, и каков будет в конце концов результат? Несомненные плюсы от работы с профессиональными рекрутерами -- имеющиеся у них резервы данных и гарантии, что работник будет найден и проработает хотя бы испытательный срок. А. Миловский отметил, что заказчики сегодня становятся более требовательными, число их (по вышеназванным причинам) падает. То есть приходится работать более скрупулезно, с упором на качество сервиса.

БК интересовало количество кандидатов на самые популярные профессии. По оценкам RMS, в абсолютных цифрах число ищущих работу постоянно и зависит от позиции. К примеру, на секретаря -- до 200 предложений,  на другие специальности 30--40 кандидатов. Возраст кандидатов по большей части до 25 лет, но много и тех, кому за сорок. По мнению А. Миловского, «создается впечатление, что студентов и выпускников вузов (экономистов и юристов) среди ищущих работу становится все больше, что грозит социальным взрывом. Государству надо задуматься о регулировании количества выпускников вузов». Еще один момент, отмечаемый специалистами, -- структурная безработица: появилась нехватка специалистов в технических областях.

По данным Eurostat больше внимания обучению работников уделяют крупные предприятия с числом работающих более 250 человек. На латвийских мелких и средних предприятиях на обучение работников тратится в среднем 2% рабочего времени, а на крупных -- 3%. В Литве это соотношение составляет 1% и 4%, а в Эстонии на малых предприятиях на обучение работников уходит 2% рабочего времени, на средних -- 3% и на крупных -- 6%.

Согласно данным ЦСУ Латвии, в целом в общественном секторе специалистами и старшими специалистами работают 68,6 тыс. человек, или 42% от всех работающих. Наиболее высоко оплачивается труд законодателей, высокопоставленных чиновников и руководителей. Средняя зарплата в этой категории составила 254 лата, а самыми высокооплачиваемыми были именно руководители предприятий и учреждений, средняя зарплата которых составила 499 латов.

Затем следуют зарплаты старших специалистов -- в среднем 225 латов, в том числе самые высокооплачиваемые -- конструкторы и аналитики вычислительных систем и старшие специалисты управления судами и самолетами -- 458 и 466 латов.

В группе специалистов средняя зарплата составила 178 латов, в том числе самыми высокооплачиваемыми были специалисты водного и воздушного транспорта -- 349 латов, и специалисты по государственному лицензированию -- 279 латов.

Самыми низкооплачиваемыми были работники торговли и сферы услуг со средней зарплатой 85 латов, и представители неквалифицированных профессий -- 95 латов.

Из исследования, проведенного политологом Артисом Пабриксом в 10 латвийских министерствах, выявлено, что 92,1% чиновников -- латыши и только 7,9% -- люди другой национальности.

 

В Литве рекрутинг входит в моду

Дарюс Мажейка

Фото: П.Лилейкис, Lietuvos rytas

Несмотря на самую большую в странах Балтии безработицу,  на рынке труда в Литве заметна нехватка квалифицированных специалистов. Глава компании по поиску и отбору персонала CV- Online Lietuva  утверждает, что хотя в их базе данных 35 000 заявлений, заказы на персонал фирма выполняет индивидуально.

На существующее несовпадение того, что предлагает рынок труда, и реальную потребность в специалистах обратили внимание ищущие работников иностранные фирмы. По мнению Д. Мажейки, тот, кто десять лет назад занимал солидную инженерную должность, но в последние годы не работал по специальности активно, практически лишен шансов устроиться инженером-проектировщиком или даже инженером по продажам. Надежды немного больше у того,  кто в этот период повышал  квалификацию, изучал компьютер и  иностранный язык. Но для работы на компъютере нужны не «чайники», а люди со знанием специальных программ: чертежных, по составлению смет. Некоторые из них очень сложные и специфические. Что же касается иностранного, то, оказывается, 80% заказчиков требуют знания языка. Причем работодателей не устраивает уклончивое «со словарем». Работник должен свободно владеть устным, письменным и техническим языком.

«Возьмем конкретную специальность -- холодильное оборудование, -- поясняет Д. Мажейка. -- То, что было здесь 10 лет назад, сдано в металлолом. Тот, кто 10 лет назад  выпал из активной производственной деятельности, новыми знаниями не владеет. Он, правда, может попытаться занять другую, более низкую позицию,  например, специалиста по обслуживанию, где нет столь высоких требований».

Не больше шансов занять приличную должность в персонале компаний и у молодежи. По мнению главы CV Online Lietuva, в Литве переизбыток менеджеров, финансистов, бизнес-адмнистраторов, которых готовят «все, кому не лень» и которые на самом деле не нужны.10 лет назад конкурсы на эти специальности были самыми большими. А на такие профессии, как специалисты по вентиляционным системам, отоплению, холодильникам, газопроводам  или геодезии, шли люди, не поступившие на менеджмент или уж очень технические натуры. Теперь на рынке труда спрос на них значительно выше, чем на престижных управленцев. Но лет через десять, когда, надо полагать, системы отопления, охлаждения, газо- и водопроводы будут реновированы, потребность рынка вновь изменится: нужны будут люди, обслуживающие эти современные системы.

Сегодня массово требуются руководители строительных проектов и строительных работ. И хотя среди этой категории много в прошлом подготовленных специалистов, не все способны исполнять роль современного прораба: руководить группой людей, вовремя заказывать товары, координировать работы. Потому что нынешний прораб -- это глава маленького предприятия. Впрочем, спрос наблюдается на все инженерные специальности.

В то же время на одно место бухгалтера, например, приходит около 200 просьб о трудоустройстве,  на место администратора бюро (секретарши) отзываются 300 желающих.

Подбором персонала в Литве занимаются J.Friisberg & Partners, Mercuri Urval, Zmogaus studiju centro grupe1, Vilniaus konsultacine grupe, Primum Esse и другие. Специалист фирмы CV Online Lietuva Лина Жижите подчеркивает перспективность их деятельности и то, что фирма не стремится специализироваться на работе только с крупными или только с иностранными компаниями. Тем более, что работу по подбору персонала отдавать специалистам начинают многие. «Мы ориентируемся на высшее и среднее звено, и в отличие, скажем, от биржи труда, занимаемся активным поиском, -- рассказывает Л. Жижите. -- Приглашаем людей, тестируем и оцениваем их. Каждому работодателю назначается консультант, который с ним контактирует. Способ подбора нового работника зависит от потребностей компании. Кстати, «охота за головами» -- также один из методов, который нами употребляется».

Что же касается собственно зарплат, то на сегодняшний день руководители получают, в зависимости от сферы деятельности фирмы, от  1,5 до 8 тысяч, коммерческие директора -- около 3 тысяч, старшие финансисты -- от 2 до 3,5 тысячи, бухгалтеры -- до 1,5 тысячи литов, инженеры среднего звена -- от 1,5 до 2,5 тысячи. Зарплата столь востребуемых руководителей строительных проектов в 2,5 тысячи считается маленькой. Ведущие специалисты этой отрасли, с языком, квалификацией, умением управлять персоналом, оцениваются в 4--5 тысяч ежемесячно. В фирмах с иностранным капиталом платят на 20--30% больше и все деньги -- «по-белому». В то же время, согласно проведенным CV Online по заказу клиента исследованиям в определенной отрасли, лишь менее 20% литовских предприятий всю зарплату выплачивают официально.

 

Половина эстонцев хочет работать в Европе

Несмотря на огромное для Эстонии количество компаний, специализирующихся на поиске работы, эстонские предприятия страдают от недостатка рабочих рук и специалистов. В тоже время половина жителей Эстонии хочет работать в европейских странах.

Меэлис Куйвйыги

Фото: Р.Мее, Aripaev

В Эстонии, по словам директора Союза машиностроения Меэлис Куйвйыги, нет ведомства, которое централизованно занималось бы сбором и анализом информации о потребностях работодателей и возможностях учебных заведений.

Более тридцати фирм предлагают в Эстонии услуги по поиску работы. Многие из них имеют долгий опыт, наработанные связи за рубежом, собственные базы данных и так называемые CV- online открытого доступа. При этом, по словам начальника центра исследований в области образования Таллиннского технического университета Вяйно Раянгу, в Эстонии никогда ранее не наблюдалось такого разрыва между спросом и предложениями на рынке труда.

Активные эстонские работодатели постоянно, особенно в последнее время, подают объявления в многочисленные базы как частных рекрутинговых фирм, так и в базу государственного Департамента рынка труда в поисках инженеров, сварщиков, строителей, торговцев, специалистов в обрабатывающей промышленности, ресторанном бизнесе и других сферах. В то же время молодежь продолжает подавать заявления в вузы на специальности юристов, экономистов и работников социальной сферы.

Часть машиностроительных производств могла бы заключать значительно больше контрактов и выпускать в 2,5 раза больше продукции, но им не хватает рабочих. «В Эстонии 17 учебных заведений готовит строителей, но не в каждом ученики проходят нормальную практику. В результате, дефицит квалифицированных рабочих испытывают практически все строительные компании», -- рассказал директор Союза строительных предприятий Ильмар Линк.

Успешный производитель одежды -- фирма Ilves-Extra -- вынужден был закрыть свое дочернее предприятие в Тарту. Оказалось, что в сельской местности, где вопрос безработицы стоит наиболее остро, не удалось набрать работников нужной квалификации.

Жители Эстонии, имеющие долгий опыт работы за границей, прежде всего в соседней Финляндии, предпочитают уезжать туда на работу по контракту. Особенно это явление распространено в строительном бизнесе. Эстонские фирмы без помощи рекрутинговых компаний заключают договоры с зарубежными партнерами, «сдавая в аренду» последним на время своих рабочих. Строители из Эстонии уже зарекомендовали себя на соседних рынках как неутомимая и нетребовательная рабочая сила.

Неприятным стало известие о вербовке эстонских врачей для работы в Финляндии, где зарплаты медиков в несколько раз выше, чем в Эстонии. В Союзе врачей Эстонии отмечают, что за границу уезжают, как правило, молодые люди, при этом  эмиграция врачей уже начинает вызывать их недостаток в Эстонии.

Большинство фирм по поиску работы специализируются на отправке людей за границу. Между тем у них скоро появится серьезный конкурент в лице государства. Как рассказала специалист из Департамента рынка труда Алис Лугна, ведомство уже разработало систему, благодаря которой его специалисты легко оперируют статистической системой, используя данные по услугам, которые оказывает департамент безработным, вакантных мест, количества безработных, по их образованию, возрасту и другим характеристикам.

Готовится новый проект, который предусматривает внедрение дополнительной системы самообслуживания. «Безработные сами смогут разместить в Интернете свои СV, а работодатели -- свои вакансии. Система эта будет связана с действующей системой департамента данных о безработных. Для разработки этой системы ЕС в рамках программы PHARE выделил Эстонии 200 тыс. евро. База будет бесплатной как для работодателей, так и для ищущих работу. Департамент надеется, что она будет более полной, чем могут предложить разрозненные коммерческие базы», -- говорит А. Лугна.

 

ЕС предложит вакансии

В Балтийских странах при поддержке Европейской комиссии внедряется  проект создания базы данных по безработице и модернизации собственных информационных систем. «Этот проект предусматривает усовершенствование информационных систем, которое позволит сделать полный анализ трудового рынка в стране и выявить, в каких отраслях самая большая нехватка сотрудников, а в каких, наоборот, -- излишек, -- рассказал агентству LETA директор Государственной службы занятости Алвис Витолс. -- В результате мы подготовимся к присоединению к созданной в 1994 году Еврокомиссией сети European Employment Serviss (EURES)». В рамках EURES агентства по трудоустройству из 17 стран (участники ЕС, Норвегия и Исландия) обмениваются информацией о свободных рабочих местах.

 

Общая проблема -- мы вымираем

«Нас слишком мало, мы вымираем, население быстро стареет. При вступлении в ЕС неизбежно будет наплыв работников  в наши страны», -- к такому выводу пришел один из ведущих специалистов в области рекрутинга в Балтийских странах Каспарс Каулиньш, председатель совета и старший консультант Fontes R&I.

Каспарс Каулиньш

Фото: Fontes R&I

-- Литва отличается от Эстонии и Латвии тем, что там более развита городская инфраструктура -- кроме столицы, еще пять больших городов,  а также производственная сфера, а значит, и больше специалистов и менеджеров в этой области. В то же время литовцы имеют меньше западного и скандинавского опыта, получаемого в Латвии и Эстонии через малые и средние предприятия. В целом же в Литве обширнее представлены крупные западные инвестиции, такие как Kraft Jakobs, Mazeikiu nafta и другие, шире участие польского, российского и немецкого капитала. По совокупности здесь сосредоточено больше работников. Кроме того,  население в Литве многочисленнее, чем в других Балтийских странах, а значит, и больше выбор при подборе квалифицированных кадров. А услугами агентств в связи с этим пользуется меньшее число предприятий.

Характерно, что в переходный период литовцам  в большей степени удалось сохранить сельскохозяйственные  и перерабатывающие предприятия. Новый этап -- повышение качества, лицензирование и сертификация сельхозпродукции по европейским стандартам. Понадобятся новые специалисты. Верю, что литовцы справятся  и с этой задачей. Еще одна характерная черта для литовского рынка труда -- то, что в стране имеется больше собственных средств, есть «убойная сила» в лице таких предприятий, как VP Prekuba, Sonex и др. То есть имеется возможность проводить агрессивную политику в области найма рабочей силы не только в Литве, но в сопредельных странах, где имеются дочерние предприятия.

Эстонцы получили фору в вопросах подбора специалистов еще несколько лет назад, когда в малых фирмах и на средних предприятиях появилась возможность воспитать плеяду специалистов скандинавского склада -- школа не совсем европейского, но все же западного уровня.

В Латвии самая большая проблема  в том, что очень медленно развивается все, что находится вне Риги: плохое сообщение, мало рабочих мест, отсутствует инфраструктура. Специалисты бывших крупных предприятий с каждым годом теряют квалификацию. Легче начать подготовку новых работников. Диалог  между государством и вузами начат, но немного запаздывает. Новые специалисты технических специальностей появятся лет через семь.

Общая проблема для всех Балтийских стран -- нехватка квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий и переизбыток экономистов и юристов. Последним в контексте вхождения в ЕС придется переориентироваться на публичное право,  используемое в Западной Европе. А экономистам -- больше заниматься макроэкономикой.

В то же время в Эстонии, равно как и в Латвии, намечается проблема с рабочей силой. Нас слишком мало, мы вымираем, население быстро стареет. При вступлении в ЕС неизбежен будет наплыв работников  в наши страны, другой  альтернативы нет. У меня нет никаких религиозных предпочтений, но если выбирать из между почитателями святого полумесяца и православными, отмечающими Рождество на две недели позже нас, то альтернатива ясна. Не секрет, что первые ласточки  --  строители-нелегалы с Украины, Беларуси -- уже давно работают в Балтийских странах. С ними нам ужиться легче. Европейцы же хотят работать на престижных местах.