Балтийский курс
ПОЛИТИКА
ЕВРОСОЮЗ
ИНТЕГРАЦИЯ


Видеть картину в целом

Чему история успеха Ирландии может научить страны Балтии

Марис Биезайтис

Годы обильной поддержки из структурных фондов  Европейского cоюза оставили  на портрете сегодняшней Ирландии явно больше, чем просто отметку, однако ничего этого не случилось бы, если бы ирландцы просто сидели сложа руки. БК встретился с почетным консулом Ирландии в Латвии Майклом Борком, являющимся также президентом латвийского  Rietumu Banka, и выслушал его версию истории об ирландском успехе, a также о том, что страны  Балтии могли  бы почерпнуть для себя из этого опыта.

Несмотря на недавние потрясения и замедление глобального развития, Ирландия по–прежнему остается страной, обладающей одной из наиболее быстро растущих западных экономик в современном  мире.

Ирландия является участницей ЕС с 1973 года, и за этот период она целиком преобразилась. Ее слабая экономика,  в основном базировавшаяся на сельском хозяйстве и в большой степени зависевшая от Великобритании, превратилась в современную. А сама страна стала полным жизни воплощением роста. В последние годы Ирландия даже стала предоставлять работу тысячам иностранных рабочих, многие из которых приехали из стран Балтии. Ее  часто приводят в качестве хорошей модели развития для Балтийских стран,  на которую им стоит обратить внимание  при попытках  проложить свой собственный путь в будущее. Особенно с учетом  множества сходных черт в историческом, географическом и экономическом аспектах, существующих  между кельтским тигром и каждой из трех стран Балтии.

Это не столь  просто,  как идти по стопам Европейского cоюза и ожидать распоряжений из Брюсселя и как  могут  представлять себе это некоторые люди в Балтийском регионе. Евросоюз сильно изменился за последние 20 лет. Кроме того, страны Балтии являются только небольшой частью группы стран–кандидаток на вступление в ЕС, которые в перспективе могут удвоить население Евросоюза. При этом большинство нынешних его членов ожидают и других изменений, которые во многих случаях могут оказаться  не особо популярными.

Ирландия в 2001 году проголосовала против заключенного в Ницце договора. Но, как отметил Майкл Борк, это не имеет никакого отношения к  расширению ЕС, поскольку вопрос был связан с десятком других вещей, которые вызвали в Ирландии протесты против бюрократического контроля, ощущавшегося со стороны Брюсселя. Именно этот центральный контроль был тем, от чего в последние десять лет страны Балтии, по–видимому, пытались уйти как можно дальше.  Однако на замену пришел порядок, который чаще может  рассматриваться как хаотичный. Ясные приоритеты, имеющие целью вступление в НАТО и ЕС, а также экономическое развитие, могут стать просто  клише, глубоко укоренившимся в жаргоне стран Балтии. При этом, как и в ходе популистской предвыборной кампании, очень трудно добраться до истины в вопросе, как  это нужно сделать или, вернее, что следует делать, когда эти цели будут достигнуты.

Ирландцы во всем помогают друг другу

«Люди из стран Балтии вначале рассматривались как хороший способ заполнения низкоквалифицированных рабочих мест, где не требуется больших познаний. Там нужно выполнять простые операции, как, например, при  сборе ягод или исполняя обязанности  мясника или уборщика. Все это было во времена, когда кельтский тигр был еще детенышем, а его экономика лишь начинала расти. Персонал из стран Балтии проявил хорошие способности к адаптации и быстро пробил свой  путь, учитывая особенности трудовой этики Ирландии, при этом многие приезжие начали выполнять уже функции контроля. Я сам прошел весь путь с самого низа до вершины. Начав как помощник по перевозкам в магазине Statoil, я вскоре перешел в руководство отделения, а затем –  занимал административные должности в штаб–квартире Statoil в Ирландии. В настоящее время занимаюсь  разработкой специальных решений в области информационных технологий для штаб–квартиры, а также обработкой данных.

Сегодня экономическая ситуация в Латвии и Ирландии сильно различается – средний заработок гражданина Ирландии в четыре раза выше, чем в Латвии. В то время как экономика стран Балтии все еще восстанавливается после российского кризиса и только сейчас начинает вновь набирать  обороты,  ирландцы  намного опередили  нас, и они  вызывают восхищение даже у официальных деятелей  США.

Приятно посмотреть на пожилых людей в Ирландии, находящихся на  заслуженном отдыхе. Они посиживают в барах вместе с любимыми,  путешествуют на автомобилях, играют в гольф или посещают скачки, и все это благодаря намного большим пенсионным фондам. Достигнуто это было длительным развитием в рамках Европейского союза.

Тем не менее здесь имеются вещи, которые вызвали бы у меня огромную неприязнь, случись они в Латвии, например – утеря нашего родного языка, поэтому нам необходимо сильно потрудиться над его сохранением. Равным образом важную часть в ирландском пути играет  национальная сплоченность – ирландцы во всем помогают друг другу. Они внимательно следят за товарами, которые приобретают, и если покупают иностранные, то те должны намного превосходить  изготовленные в их собственной стране. Помогает каждая мелочь. Если мы будем продолжать покупать китайские  часы, есть польское мясо и пить русскую водку, то в один прекрасный день для нас все кончится очень просто – отсутствием работы и денег!

Потребуется некоторое время,  чтобы показать, что в основании ЕС лежат государственные ценности. Хорошей тенденцией является стремление к соблюдению равновесия между Востоком и Западом при сохранении наших собственных  национальных ценностей, с конечной целью вступления в  ЕС. Но факт заключается в том, что для такой маленькой страны, как Латвия,  будет весьма  трудно увеличить валовый национальный продукт до среднего уровня по ЕС без доступа на внутренние рынки стран, огражденные таможенными барьерами, и без долгосрочных инвестиций. Вы не можете заработать деньги, не тратя их, а потратить их вы не можете, если не имеете.

Странной представляется мне  эта абсолютная вера в НАТО. Лично мне кажется, что членство в НАТО приносит больше неудобств,  чем соблюдение нейтралитета. Стать членом ЕС и получать инвестиции, поступающие в страну с обеих сторон, – в этом и заключается тот способ защиты, который  люди желают найти  при вступлении в НАТО.

В большинстве аспектов страны Балтии в настоящее время сильно напоминают картину, наблюдавшуюся в  Ирландии примерно  двадцать с лишним лет назад. И это вызывает вопрос, что же там произошло и превратило ее в динамичную страну, какой она является сейчас? Ответ может указать на сферу, в которой страны Балтии, вероятно, испытывают недостаток, что не позволяет им выйти на тот же путь, что  Ирландия  встала в семидесятые годы.

«Для достижения всего этого потребуется много лет планирования, ясного предвидения и концентрации на том, что вы хотите сделать», – говорит Борк. Он добавил, что недостаток явного фокуса является главной проблемой, за которую следует взяться странам Балтии, чтобы добиться как можно больше в своем многообещающем будущем. «Мы в  шестидесятые годы и в начале семидесятых решили, что хотим избавиться от зависимости от сельского хозяйства и т. п., развить промышленность  типа промышленности информационных технологий, не наносящую вреда среде и требующую высокообразованного персонала. Таким образом мы могли войти в высокотехнологичное будущее и стать его частью. Мы также хотели развить нашу индустрию туризма, не пытаясь конкурировать с солнечными Испанией, Португалией и Грецией, но сконцентрировав внимание на деревенских пейзажах, прогулках на лошадях и пешком, а также на хорошей деревенской пище. На эти цели были выделены инвестиции, вложены денежные средства. В качестве приоритета было названо образование. Имелись определенные области, где мы не могли конкурировать с более крупными государствами, однако, будучи маленькой страной, мы знали, что можем развиваться быстро».

В связи с тем, что страны Балтии выдвигают целью вступить в ЕС, необходимо ясно представлять себе, что предполагается приобрести от этого. «Эстонцы, похоже, имеют представление о том, что они хотят сделать, они используют финские инвестиции и продвигаются вперед. Латвия и Литва могли бы делать то же самое. Следует взглянуть на связи с латышскими соотечественниками за рубежом с точки зрения привлечения инвестиций и развития промышленности.  Ирландия поступала именно так в отношении своих ирландских соотечественников,  в основном – тех из них, кто проживает в США».

Для балтийцев может оказаться решающим аспектом обдумывание проблемы в широком масштабе. Вместо того, чтобы просто сидеть и ждать прихода Европы, маленькие страны должны действовать и пользоваться тем, что есть. Ирландия проявила себя очень активной и скорой в использовании возможностей и фондов, которые могли предоставить структуры ЕС, в планировании того, как все это приспособить к своей экономике и «потом  чертовски  лоббировать и лоббировать в ЕС, чтобы получать больше и больше», – сказал Борк. Эти средства Ирландия  направила на развитие своих портов, дорог и коммуникаций, систему образования и на многое другое, в то время как в странах Балтии таких планов пока  не видно.

Страны Балтии могут многому научиться на опыте того, как Ирландия устроила свои структуры, готовя их для принятия  изменений, преобразовавших ее из страны с малоразвитой  промышленностью, низкой занятостью и большой эмиграцией во второго в мире экспортера компьютерных программ, с динамично развитым туризмом, растущими деловым и индустриальным секторами. Все это получает дополнительное ускорение  от низкого налогообложения.

Ирландия не всегда отличалась такой политической стабильностью, как сейчас, и наблюдавшаяся  там 20 лет назад картина  сильно напоминала страны Балтии, с часто меняющимися правительствами. Искорка единства должна была зажечь пламя перемен к лучшему, и это произошло, когда  социальное соглашение, подписанное всеми политическими партиями, провозгласило ряд главных приоритетов, к достижению которых должна стремиться страна вне зависимости от того, кто находится в правительстве. «Вы должны смотреть на картину в целом, а не вести себя, подобно маленьким мальчикам с маленькой улочки, вам надо быть, как в большом городе, а не воевать за свой кусочек пирога, поскольку пирог довольно мал и увеличивается не так уж быстро», – сказал Борк.

Не бойтесь зарубежных инвестиций

Структуры ЕС оказывали очевидную поддержку Ирландии на этом пути, и сама страна  выжимала все до последней капли из того, что могла предложить эта организация. Кроме того, решающим является и подход к иностранным инвестициям. Борк, как и другие, говорит, что зарубежных инвестиций  не следует бояться, и землю следует продавать для целей развития. Нет толку от государства, владеющего такими большими земельными площадями и  большим числом индустриальных предприятий, в то время как люди остаются бедными.

Спорная тема приватизации управляемых государством компаний остается актуальной в Ирландии. В то время, как некоторые считают, что страны Балтии могут поступить так же со своими собственными компаниями, не торопясь с приватизацией, Борк живо отмечает, что  эти компании – типа железных дорог – приносят лишь головную боль. По его мнению, их уже давно следовало продать. Однако он подчеркнул, что при этом необходимо уделить особое внимание вопросам безопасности и надежности, оговорив их предварительно.

Страны Балтии в большей или меньшей степени уже стоят на пути к принятию в ЕС. Ирландия заявила, что откроет свои границы для рабочей силы из всех новых членов ЕС с первого же дня их вступления в организацию, в противоположность  странам типа Германии, стремящимся установить переходный период в вопросе свободной циркуляции рабочей силы. Латвия уже сегодня является единственным крупным поставщиком иностранной рабочей силы из–за пределов ЕС в Ирландию. Это, по словам Борка,  как  и другую  подобную практику, не следует рассматривать как утечку мозгов. В большей степени это вложения в мозги, при условии, что страна будет делать инвестиции в возвращение этих людей обратно домой , как только они станут  готовы. Хотя в Ирландии и существует безработица,  но, как отметил Борк, люди на Западе сильно разленились и существуют такие, которых вы не можете нанять из–за их нежелания работать, и следовательно, это не  тема для обсуждения. При этом обмен трудовыми ресурсами  положительно влияет на развитие контактов, о чем свидетельствует начавшийся рост деловых связей между Ирландией и Латвией, приносящий ручейки ирландских инвестиций в Балтийский регион.

В Ирландии туризм на селе занимает место сельскохозяйственного производства, и это может стать еще одним аспектом для изучения странами Балтии, указывая им на необходимость  благоприятной политики налогообложения и разработки проектов для сельских регионов. Масштабы занятия сельским хозяйством в Ирландии сильно сократились за прошедшие годы, и в настоящее время действуют только крупные фермы, при этом некоторые компании, специализирующиеся на обработке продуктов питания, заняли ведущие позиции на мировых  рынках. Многие ирландские фермеры работают на ферме днем, а вечерами занимаются упаковкой компьютеров в городе, что указывает на изменения в промышленности и потребности в соответствующем образовании.

Ирландская модель выглядит превосходной во многих аспектах, однако страны Балтии отстоят от нее на тридцать лет. И, несмотря на  ряд сходных черт, имеются сильные отличия, на что,  как подчеркнул Борк, тоже следует обратить внимание. Существуют и другие модели развития  типа Дании и Финляндии, и нужно брать лучшее от  всех. Борк,  проживший в Риге 10 лет,  говорит, что сегодня латвийская столица напоминает ему Дублин в семидесятые годы, когда он начал там работать: город становится все более деятельным, но делает и передышки, при этом обладая огромным потенциалом. «Сегодняшняя жизнь в Дублине может весьма сильно напоминать жизнь в Нью–Йорке. И это может быть еще одним аспектом, который странам Балтии следует рассмотреть перед тем, как воспользоваться примером Ирландии, и сделать это необходимо как можно быстрее», – отметил Борк.

 

Наиболее привлекательные для работы страны ЕС для жителей стран-кандидатов

                                         1                                      2                                            3

Болгария       Германия (36,6%)       Великобритания (12,7%) Испания (10,9%)

Чехия              Германия (36,9%)       Австрия (14,6%)                 Великобритания (14,5%)

Эстония         Германия (38,2%)       Великобритания (13,1%) Финляндия (9,1%)

Венгрия         Германия (52,4%)       Австрия (16,1%)                 Великобритания (11,4%)

Латвия            Германия (26,2%)       Великобритания (17,7%) Швеция (11,1%)

Литва              Германия (30,8%)       Великобритания (20,0%) Швеция (9,1%)

Польша          Германия (45,1%)       Великобритания (12,5%) Нидерланды (8,4%)

Румыния        Германия (29,5%)       Италия (17,0%)                  Испания (10,7%)

Словакия      Германия (30,3%)       Австрия (22,5%)                 Великобритания (10,7%)

Словения      Германия (28,1%)       Австрия (14,7%)                 Великобритания (14,3%)

Турция            Германия (48,1%)       Великобритания (10,5%) Австрия (10,5%)


ПОЛИТИКА
ЕВРОСОЮЗ
ИНТЕГРАЦИЯ
Вверх