Балтийский курс
ЭКОНОМИКА
НЕФТЕБИЗНЕС
ПОЛИТЭКОНОМИЯ


«Левое» топливо подсчитали

Принятые нынешним летом в Эстонии новые требования к качеству топлива и акцизные ставки на добавки к нему не сократят объема нелегального бензина. Это может сделать только нормальная система контроля. Сегодня ее в стране нет. К такому выводу пришли специалисты, оценившие бюджетные потери от продажи «левого» бензина.

Татьяна Меркулова (Деловые ведомости)

В обход статистики

На сегодняшний день ни одно ведомство Эстонии не пыталось провести исследования по доле продающегося в стране «левого» топлива. Соответственно, нет и официальной статистики, какая сумма в виде акцизов прошла мимо государственной казны. По подсчетам специалистов Круглого стола по проблемам топлива , в который входят представители продавцов новых машин, ученых и Автосоюза , она может составлять приблизительно 700 млн крон в год от продажи дизельного топлива и около 500 млн крон – от продажи бензина.

Ежегодно в Эстонии, по данным департамента шоссейных дорог, потребляется около 320 000 тонн автомобильного бензина и 340 000 тонн дизельного топлива. В казну должно поступать около 2,4 млрд крон от акцизов. В госбюджете на этот год утверждена сумма в 1,7 млрд. Между тем ежегодные поступления не превышают 60% от запланированного. По данным Минфина, за сентябрь этого года акцизов с моторного топлива удалось собрать даже меньше, чем за тот же период прошлого.

Бензин разбавляют присадками

По словам председателя Круглого стола по проблемам топлива Александра Йохансона , чиновники были удивлены, когда им рассказали, что продавцы для ухода от уплаты акцизов разбавляли бензин-сырец присадками, которые налогами не облагаются. Окрашенное печное топливо отстаивалось, фильтровалось через березовые угли и продавалось как нормальное дизтопливо.

В июне этого года приказом министра экономики были утверждены новые требования к качеству продаваемого моторного топлива. В этом же месяце Рийгикогу (парламент Эстонии) внес изменения в закон об акцизе, теперь с бензиновых добавок с 1 сентября также взимается акциз. Это пополнит казну, но и узаконит смешивание топлива на месте, не узаконив ответственности за последствия в случае некачественно произведенного продукта.

Нововведения, по словам советника по вопросам топлива при министерстве окружающей среды Виктора Григорьева , не устраивают ни продавцов топлива, возможности которых уклониться от уплаты акцизов сузились, ни участников круглого стола, которые считают, что специалисты Минэкономики при создании новых требований все перепутали.

Неразбериха при отсутствии контроля

В большинстве стран ЕС продается бензин двух видов, без различных маркировок типа К,Е и т.д.: 95-й и 98-й. 100-й – только в некоторых. Дизельное топливо – одного вида. Просто весь продукт качественный и отвечает требованиям, какие устанавлива ют изготовители двигателей.

А на рынке Эстонии теперь можно продавать восемь сортов бензина и четыре вида дизельного топлива. Для каждой марки установлены конкретные нормы. «Непонятно, зачем поощрять неразбериху на и без того бесконтрольном рынке. Следовал­о бы и в Эстонии разрешить продажу только двух видов топлива – 95 EURO и 98 EURO, и один вид дизтоплива EURO», – уверен Александр Йохансон.

Нынешний закон запрещает продажу 76-го бензина, но вводит новую маркировку EURO, а предъявляемые сегодня в Эстонии к марке бензина Е технические требования планируется ввести в ЕС не раньше 2005 года.

Зато, ссылаясь на наличие на рынке старых машин, разрешено и дальше продавать простой бензин 95 и 98, а также дизельное топливо с техническими показателями десятилетней давности для МАЗов и КАМАЗов. «Рассчитанный на дураков аргумент. Можно подумать, что старые машины не могут ехать на хорошем топливе. К тому же старых грузовиков здесь, по данным авторегистра, всего около 2000, а с современной топливной системой – более 100 000», – утверждает Александр Йохансон.

Остается неясным также, почему специалисты Минэкономики занизили для эстонского рынка заводские российские требования на некоторые показатели завозимого из России бензина80 и 92. Круглый стол считает также ошибкой причисление одного из видов топлива к дизельному, при его низких смазывающих свойствах он может не только испортить двигатель автомобиля, но и привести к взрыву котлов при использовании его в качестве печного.

Качество разное – цены одинаковые

Как утверждает специалист Департамента по защите прав потребителей Андрес Кадая, с момента принятия новых требований некачественным бензином и печным топливом машины заправляют все меньше. Однако топливо продолжают разбавлять керосином.

По словам же директора Союза по защите прав потребителя Юри Луйка , жалоб на плохое качество топлива становится не меньше, а больше, как и случаев порчи машин.

Печное топливо, по словам Виктора Григорьева, акцизом не облагается, а заливается все дизельное топливо из одной бочки. «У завозимого из России и Европы дизельного топлива качество и стоимость разные. Российские – ниже, но продается в Эстонии все по одной цене», – добавляет он.

При этом продающийся в Эстонии бензин не отвечает ни старым, ни новым требованиям. «При встрече с представителем финского Neste я спросил, одинаков ли состав предназначенного для европейских и эстонского рынков бензина. Он ответил, что не совсем», – рассказал Виктор Григорьев.

«Крупные заводы не станут делать для Эстонии эксклюзивные партии. По этой причине нам пришлось отказаться от бензина Е, требования к которому в Эстонии выше европейских», – оправдывался специалист по связям с общественностью из Neste Eesti Райн Тальмар.

По мнению директора Союза продавцов и фирм обслуживания новых машин Яака Уудла , несмотря ни на какие ужесточения требований к качеству, без надлежащего контроля над продаваемым на рынке продуктом плохое топливо все равно будет течь в бензобаки рекой.

«Мы предложили министру экономики разобраться с бездействующей системой контроля. Если государство не способно обеспечить нужный уровень, следует пересмотреть аккредитацию лабораторий и потребовать, чтобы они инвестировали в оборудование. Нужно также отработать систему контроля над деятельностью терминалов – сколько привозится топлива и добавок к нему, какое количество смешивается и т.д», – считает директор союза продавцов машин Яак Уудла.

Готовится законопроект

Министр экономики Михкель Пярноя объявил, что к 1 декабря министерство передаст правительству законопроект, который сократит число топливных фирм. Следующий шаг – ужесточить наказаниеза продажу некачественного товара. За семь месяцев этого года департамент защиты прав потребителей проверил 122 заправочные станции. В трети случаев топливо оказалось некачественным. Полученная с продавцов сумма штрафов составила 297 тысяч крон, затраты департамента – 156 тысяч. На проведение более активной работы денег, по словам министра, не хватает.

Государственной лаборатории, в которой проверялось бы качество топлива, в Эстонии нет. Пять коммерческих, получившие разрешения на деятельность от несуществующего уже департамента стандартов,не оснащены необходимым оборудованием, чтобы делать проверки по новым требованиям и по новой методике. Выдаваемые продавцам сертификаты на соответствие установленным требованиям каждой партии завозимого в Эстонию топлива нельзя считать действительными, так как в них не указаны все необходимые компоненты.

Таллинн
ЭКОНОМИКА
НЕФТЕБИЗНЕС
ПОЛИТЭКОНОМИЯ
Вверх