Аналитика, ЕС – Балтия, Латвия, Общество, Прямая речь, Рынки и компании

Балтийский курс. Новости и аналитика Воскресение, 23.07.2017, 01:44

Пропаганда с человеческим лицом

Мария Кугель, Радио Свобода, Проект Европа, 19.05.2017.версия для печати
Латвийский центр исследовательской журналистики Re:Baltica опубликовал серию расследований того, как работает прокремлевская пропаганда нового поколения в странах Балтии. Согласно анализу Re:Baltica, сайт rubaltic.ru и два интернет-портала, связанные с российским официальным информационным агентством “Россия сегодня”, – "Спутник" и Baltnews – являются главными производителями русскоязычного контента о событиях в странах Балтии. Иными словами, весьма значительная часть информации об этом регионе на русском языке происходит из прокремлевских источников.

Латвийский журналист Инга Сприньге, центр Re:Baltica

Для примера: в марте этого года сайт Rubaltic опубликовал заметку под заголовком “Новый президент США Дональд Трамп решил больше не финансировать страны Балтии”, которую в течение трех дней перепечатали по меньшей мере 37 русскоязычных сайтов. Подробнее о том, как работают механизмы российской пропаганды в Балтийском регионе, Радио Свобода рассказала автор расследований центра Re:Baltica, латвийский журналист Инга Сприньге:


Инга Сприньге: Мы уже несколько лет работаем над темой российской пропаганды, выясняем, как распространяемые ею идеи сюда проникают и живут. Я увидела, что новости о семейных ценностях, о якобы узаконенной норвежской педофилии и прочие распространяются по очень странным веб-сайтам, и захотела узнать, что стоит за этими сайтами, что за люди их создали, что они думают, где работают. Увидеть, так сказать, человеческое лицо пропаганды. Платят ли им, или они верят в распространяемые ими конспирологические теории? Почему они пишут все это? Мы попросили коллег в Латвии, Эстонии, Литве, Швеции, Венгрии, Польше и Чехии присылать нам веб-адреса сайтов антизападной или прокремлевской направленности. Составили большой список примерно из трехсот адресов. У нас был сотрудник, который разбирается в информационных технологиях, и мы попросили его проанализировать digital traсes – цифровые следы этих сайтов: кто создал сайт, где он находится, все, что можно о сайте узнать из компьютера. Когда мы увидели результаты, я заинтересовалась тремя веб-сайтами в Латвии. Во-первых, это Vesti.lv, потому что я знала, что это наш, латвийский сайт и газета, но на нем писали даже больше агрессивных статей, чем на порталах, о которых мы точно знали, что они прокремлевские. Второй сайт, на котором я остановилась, был Baltnews, потому что это сеть, представленная во всех трех балтийских странах. И третий – Rubaltic.ru, который находится в Калининграде, у них небольшой оборот, но понятно, что там есть “русские деньги”.


С чего вы начали? С Вестей?

И.С: Да. Первое, что я сделала, – это составила список, в который внесла всех авторов их публикаций, каких только смогла найти, и погуглила, что про них есть в интернете: куда они еще пишут, с какими темами работают. И конечно, посмотрела доходы сайтов. Я пыталась понять, кто владелец. Начала разговаривать с авторами, с главным редактором.


Что вы выяснили о структуре этого издательского дома?

И.С: Пять или шесть лет назад это было большое издательство, которое купили три русских миллионера, потом они его разделили. Сейчас Эдуарду Янакову, единственному из троих, оставшемуся в бизнесе, принадлежит газета “Сегодня” – бывшая “Вести сегодня”, портал “Вести” и приложение “Телеграф”, которое считается бизнес-журналом и качество которого там стараются удержать. По бизнес-реестру трудно понять, что кому принадлежит. По-моему, они меняют компании, чтобы не платить налоги. За последние два-три года фирма, которой принадлежит газета, не раз меняла владельца. Каждый раз, когда у компании накапливается большой налоговый долг, до нескольких сотен тысяч евро, они как бы продают компанию и газету. И я могу их понять, потому что с газетой в наше время невозможно заработать серьезные деньги. Я думаю, что доход у компании невелик. Я исхожу из того, что сами журналисты говорят: у них очень маленькие зарплаты. Если мы, латыши-журналисты, считаем, что маленькая зарплата – это 500 евро, то тут мне один журналист говорит: ну, если ты можешь зарабатывать 300 евро в месяц, это уже хорошие деньги. Как на это можно жить? Потом я поговорила с крупными издателями латышских СМИ и спросила, действительно ли они латвийским русским журналистам платят меньше, и они подтвердили мне это.


То есть в холдингах или издательских домах, где есть латышские и русские издания, русские журналисты получают меньше латышей? С чем это связано?

И.С: Я думаю, что исторически русские журналисты были готовы работать за такие деньги.


Вернемся к контенту, который создают Вести. Что вас смутило?

И.С: В основном ядовитые заголовки. Как они сами потом объяснили: “Это чтобы нас лучше читали”. Однако ты можешь поставить привлекательный заголовок, но он должен соответствовать содержанию статьи. Сама газета пишет все обо всем: как варить пельмени, очень много исторических статей, причем я сомневаюсь, чтобы наши латвийские историки согласились со всеми приводимыми там фактами. Я разговаривала, например, с Еленой Слюсаревой, которая ездила в Крым и чью командировку оплатило российское посольство (Елена Слюсарева ездила в Крым осенью 2014 года, и через месяц ее уволили. – РС). Очень хорошо, что она это указала, тут нет проблем. Она сама говорила, что цензуры не было. Она взяла интервью у главного редактора одной газеты, который благодарит Путина за то, что он их “освободил”, и у казаков, которые рассказали, что у них “отняли родину”. Видите, говорит Елена, мне без цензуры разрешили это опубликовать. Но рядом с казацким рассказом опубликовано мнение редакции в духе, мол, посмотрите, они хотят в Европу, а мы уже живем в Европе, и как же плохо мы живем.


Это редакционная политика, или они на самом деле уверены, что в Латвии так плохо жить?

И.С: У меня сложилось ощущение, что журналисты “Вестей” будут писать обо всем, за что им будут платить. Отчасти, думаю, что они в это верят, потому что им тут плохо жить. Но где-то, по-моему, они понимают, что это игра, и так и воспринимают эту работу. Если бы сейчас латвийское государство заказало им статью о том, что не все, что происходит в Крыму, хорошо, они и ее опубликуют – с оговоркой для своего читателя, что вот, видите, есть и такое мнение. Я не думаю, что у этой газеты есть редакционная политика, определяющая ценности.


Перейдем к Baltnews. Там интересна структура.

И.С: Это три различные компании, работающие, соотвественно, в Латвии, Литве и Эстонии. Они как бы не зависят друг от друга, пишут нейтральные новости на русском языке про то, что происходит в Балтии, а также в Польше, Германии и так далее. Они все время позиционируют себя в качестве независимых СМИ. Но эстонские спецслужбы уже в 2014 году сообщали, что у них есть связь с Russia Today. Сейчас мы получили конкретные документы из бизнес-реестра Нидерландов, которые свидетельствуют о наличии цепочки компаний, доходящей до RT. Так что мы видим, что эти якобы независимые СМИ де-факто принадлежат Кремлю. Но публично, когда я разговаривала с главными редакторами, они отрицали это, говорили, мол, нет, мы принадлежим голландской компании, зачем вы связываете нас с российской пропагандой?


Они позиционируют себя как русскоязычное европейское издание?

И.С:Да.


Кто туда пишет?

И.С: Например, живущий в Риге социолог Андрей СолопенкоВладимир Линдерман (в прошлом – один из лидеров Национал-большевистской партии. – РС), в Эстонии – тот же Александр Корнилов (редактор Baltnews.ee. – РС), которого арестовали по обвинению в краже денег, предназначенных для этого СМИ. Процесс проходит в Эстонии, он еще не закончен, сейчас только выдвинуто обвинение. В эстонской прессе говорилось, что из голландской компании были перечислены деньги на счет организации, которая принадлежит главному редактору, и он их обналичил.


Как выглядит “технологический процесс” в этих СМИ?

И.С: У каждого из порталов Baltnews есть главный редактор. Мне кажется, что эти люди стараются делать европейские по виду СМИ. Они привлекают молодых авторов, пишут, например, о музыке, и в этом нет никакой политики. Стараются создать информационную платформу. Ну, иногда там напишет Линдерман или кто-то другой из подобных личностей. И это появляется там “для остроты”. Но, по моему ощущению, такие скрытые прокремлевские СМИ, как Baltnews, создаются для того, чтобы они тут были, и когда понадобится пропустить какой-то пророссийский месседж, на Baltnews появится одна статья, на "Спутнике" появится статья, еще на каком-то маленьком неизвестном веб-сайте. Эти маленькие сайты работают как amplifiers, усилители. У них самих очень мало читателей, но таких сайтов очень много. Мы это показали на примере Rubaltic: один автор написал статью, и за три дня ее перепубликовали 37 других маленьких веб-сайтов. Они просто замусоривают интернет, и когда ты захочешь узнать, правда это или нет, ты пойдешь в Гугл, напишешь ключевое слово, и появятся 37 веб-сайтов, которые скажут тебе: да, это правда. Людям очень трудно в этом разобраться. Это происходит по тому же принципу, как много лет спонсировались НКО, которые здесь присутствовали, чтобы доносить в нужный момент тот месседж, который нужен Москве. Например, Александр Гапоненко, который несколько лет получал деньги от фонда “Русский мир”, когда случился Майдан, вышел в качестве эксперта и сказал, что, мол, то, что происходит в Крыму, хорошо и легально, а на Майдане все с ума сошли. Сейчас эти фейковые эксперты отошли на задний план. Но способы работы пропаганды Кремля все время меняются.


Каким образом осуществляется координированная деятельность таких платформ, если у них разная структура собственников?

И.С: Я знаю, что в балтийском “Спутнике”, к примеру, есть сотрудница, которая этим занимается. Я спросила ее об этом в фейсбуке, и она подтвердила. Я предполагаю, что в Baltnews есть такой же человек, но у меня нет доказательств.


Перейдем к RuBaltic.

И.С: Там тоже есть “аналитики" и “эксперты", есть два человека из Латвии. Это виртуальная редакция (у редакций Baltnews, как я понимаю, есть все же какие-то офисы). Главный редактор Александр Носович живет в Москве, кто-то в Санкт-Петербурге, а кто-то из Риги пишет. И у каждого своя тематика. Носович, к примеру, пишет про Евросоюз. У него очень часто в заголовках встречается фраза “Балтия умирает”. Он, может быть, и сам уже устал от этой темы. Есть основания думать, что они получают деньги из российских фондов. Один из способов – организация лагерей и учебных курсов. Где еще они берут деньги, они мне не ответили, я задала такой вопрос. Они, как всегда, оскорбились, сказав, что мы – шпионы Сороса (изначально Re:Baltica финансировалась институтом “Открытое общество”. – РС) и делаем то же самое, только с другой стороны.


Что это за курсы?

И.С: Ну, молодежь они собирают из стран Балтии и бывшего Советского Союза. Мне показались очень интересными учителя, которые на них приезжают. К примеру, Матеуш Пискорский, польский пророссийский политик, который сейчас находится в тюрьме. Он задержан по подозрению в шпионаже в пользу России

.

Сотрудники этих СМИ считают, что занимаются тем же самым, чем и вы?

И.С: Да, они считают, что делают классическую нормальную журналистику, аналитику. Но есть одно большое отличие, на которое я им указывала: в журналистике ты всегда спрашиваешь мнение всех связанных с тем или иным вопросом лиц и проверяешь факты. А когда мы читаем их статьи, там очень много допущений. Они называют это комментариями, но там множество неверных фактов. Трудно сказать, что это фейковые новости, потому что они очень редко бывают полностью выдуманными. Но часто они так закручены, что там остается только половина правды.


То есть берутся факты, и на их основе создается какая-то теория заговора?

И.С: Да.


Но вы не допускаете, что есть какое-то количество людей в Балтии, которые мыслят в категориях теории заговора, и для них журналистика – это способ раскрыть этот заговор?

И.С: Да, я предполагаю, что какая-то часть журналистов, малая часть, верит в это. Но большинство этих людей, думаю, хорошо понимают, что они делают.


Оригинал статьи читать здесь:






Поиск